«Хаббл» разобрался в характере «своенравной» звезды

Американские астрономы под руководством Джона Мауэрхана (Калифорнийский Университет в Беркли) обнаружили компаньона звезды NaSt1, ранее считавшейся одиночной звездой Вольфа-Райе. По словам авторов, это первая подобная система, наблюдающаяся в Млечном Пути. Исследование будет опубликовано в сегодняшнем выпуске Monthly Notices Of The Royal Astronomical Society, а пока с ним можно кратко ознакомиться на сайте космического телескопа «Хаббл». Препринт публикации доступен на сайте arXiv.org.

Звезда NaSt1, или, как ее называют ученые, Nasty-1 (англ. своенравная, скверная) находится в созвездии Орла. Впервые она была охарактеризована в 1999 году и попала в класс звезд Вольфа-Райе, получив номер WR-122. Подобные светила отличаются очень высокой светимостью и широкими полосами излучения в спектрах. Однако, они являются старыми звездами, водородная оболочка которых уже практически выгорела и начала обнажать яркое гелиевое ядро. Многие звезды Вольфа-Райе обладают симметричными газовыми «облаками» вокруг себя, образовавшимися в результате отрыва газовой оболочки, нечто подобное авторы ожидали обнаружить и у NaSt1.

Изображение, полученное телескопом «Хаббл» не совпало с ожиданием астрономов — вокруг звезды вместо пары симметричных газовых облаков авторы обнаружили газовый диск, диаметром в одну треть светового года. Облака такой формы никогда не наблюдались у звезд Вольфа-Райе в нашей Галактике. Этот диск мог образоваться в процессе постепенного отрыва вещества от центральной звезды небольшим компаньоном. Перенос массы протекает не самым эффективным образом, и часть газа оказывается распределена в пространстве. Эти процессы приводят к быстрому старению звезды — теоретические оценки показали, что возраст образовавшегося вокруг NaSt1 диска составляет всего несколько тысяч лет.

С помощью рентгеновской обсерватории «Чандра» авторам удалось исследовать сверхзвуковые потоки газа, порождаемые каждой из звезд. Космический телескоп показал наличие в системе областей раскаленной плазмы, возникших в результате столкновения звездных ветров и светящихся в рентгеновском диапазоне. Спектральный анализ объекта обнаружил чрезвычайно высокий уровень обогащения азотом, сопоставимый лишь с η Киля, двойной системой, расположившейся внутри туманности Гомункул.

Невозможно точно предсказать, как в дальнейшем будет развиваться эта система, но, по словам Мауэрхана, события в ней нельзя будет назвать скучными. Один из вероятных исходов — образование системы наподобие η Киля, близкой по своему спектру к NaSt1. Для этого в системе должен произойти космических масштабов взрыв, вызванный либо нестабильностью принимающего компонента, либо превращением Вольфа-Райе в сверхновую. Другим возможным результатом является столкновение звезд.

Модель разрешила жидкий рассол на Марсе лишь на несколько часов в год