Юлли Улетова — о свежих находках из Помпей
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Древнеримские Помпеи очень давно стали музеем под открытым небом, но исследования города практически никогда не останавливались. В конце ХХ века в Помпеях занимались реставрацией того, что уже было раскопано. А в ХХI-м археологи решились на масштабные раскопки — того, что уже было открыто, а потом вновь засыпано. Результаты этих исследований нам хорошо известны: в Доме Юпитера (теперь он называется Домом Ориона) обнаружили прекрасные мозаики и фрески, а также множество предметов, брошенных раскопщиками XIX века. На соседних улицах открыли замечательный ларарий и украшенный фресками термополий. Все эти открытия произошли в V районе, его раскопки уже завершены, и ученые теперь доделывают работу своих коллег из предыдущих столетий в соседних локациях. О свежих находках рассказывает Юлли Улетова, создатель телеграм-канала «Помпеи изнутри».
Например, недавно помпейские археологи начали работу в 10 квартале IX района. Цели те же, что и в V районе: заново вскрыть раскопки XIX века, укрепить грунт на их границах и описать все «забытое» их предшественниками.
Район IX — это центральный район Помпей. Раскопки здесь шли в конце XIX и в начале XX века. Теперь археологи вновь расчищают засыпанные тогда дома. Два из них, атриумного типа, были построены еще в самнитский, то есть доримский, период. А в I веке их перестроили — один в мастерские, второй в фуллонику (прачечную) и пекарню.
В помещениях вокруг пекарни есть интересные находки. Одна из комнат украшена фреской с изображением Аполлона и целомудренной нимфы Дафны, которая превратилась в лавровое дерево, чтобы скрыться от домогательств объятого страстью бога. В другой комнате сохранилась картина, на которой нарисован Посейдон со своей возлюбленной данаидой Амимоной. Здесь же сохранились следы сгоревшей в пожаре деревянной мебели.
Особое внимание обращает на себя фреска, расчищенная буквально на днях в атрии — большом высоком помещении в жилом доме, где обычно принимали и распределяли посетителей. Это натюрморт, на котором можно заметить блюдо, похожее на пиццу.
В Древней Греции такие картины называли ксения (ξενῐ́ᾱ). Обычно их размещали в помещениях, доступных для гостей, потому что само слово «ксения» отсылает к античному понятию В античной культуре покровителем странников был сам Зевс, нередко посещавший дома эллинов под личиной человека.
...когда греки жили роскошнее и были богаче, они устраивали для приезжих гостей столовые, спальни и кладовые со съестными припасами и в первый день приглашали их обедать, а в дальнейшем посылали им цыплят, яйца, овощи, плоды и прочие сельские припасы. Поэтому живописцы называют картины с изображениями того, что посылалось гостям, ксениями.
(Перевод Петровского Ф.А.).
«Пицца», которую мы видим на ксении из дома в 10 квартале IX района, на самом деле фокачча, panis focacius — «хлеб, испеченный в очаге». Их в античности часто использовали для подачи еды, в этом они похожи на лаваш. Например, так о них упоминает Вергилий в «Энеиде»:
Тут же друзья на траве расставляют для трапезы яства,
Их, как Юпитер внушил, разложив на лепешках из полбы,
Диких приносят плодов, на столы из хлеба кладут их...
[...]
Только успели они хлебов, отмеченных роком,
Дерзкой коснуться рукой и вкусить от круглых лепешек,
Юл воскликнул: «Ну вот, мы столы теперь доедаем!»
(Перевод Ошерова С.А.)
На помпейской фокачче, предполагают археологи, разложены гранаты и финики с горкой морета (моретума) — пастой из козьего или овечьего сыра, перетертого с чесноком, сельдереем, кориандром и капелькой оливкового масла и уксуса. Помимо лепешки, на большом серебряном подносе — кубок с вином, сухофрукты и плоды арбутуса (земляничника).
Все эти продукты в Древнем Риме были доступны даже беднякам. Но что поднос, что кубок — из серебра, это уже роскошь. Контраст неслучаен: нарочито скромная пища на дорогой посуде — это не просто угощение, а бескровная жертва в виде выпечки и фруктов. Возможно, картину дополнят фрески на других стенах атрия.
Нашлись здесь и прежде неизвестные жертвы извержения. В служебных помещениях пекарни погибли, согласно результатам предварительного исследования, две женщины и ребенок трех-четырех лет. Их придавило обрушившимся потолком в первой фазе извержения вулкана.
Еще две жертвы нашлись в Доме Непорочных Возлюбленных. Здесь обрушившаяся стена погребла под собой двух мужчин. Случилось это во время землетрясения, которое сопровождало извержение вулкана перед приходом в Помпеи пирокластических потоков.
Их останки были обнаружены в подсобном помещении, которое в 79 году пустовало из-за ремонта. Возможно, мужчины надеялись пересидеть в нем катастрофу. Предварительный антропологический анализ определил, что погибшим было не меньше 55 лет.
Под останками одного из мужчин сохранились бусины из стеклянной пасты — вероятно, от ожерелья, — а также несколько монет. Пять из них: бронзовые асс, квадрант и два сестерция и один серебряный денарий отчеканены в эпоху Веспасиана, то есть между декабрем 69 и июнем 79 года. А вот шестая монета, еще один серебряный денарий, была в обращении гораздо дольше — с середины II века до нашей эры. Впрочем, для античных денег — особенно золотых и серебряных — такой солидный стаж не так уж и удивителен.
В углу комнаты, где прятались помпейцы, стояла амфора, рядом разбросано несколько керамических сосудов, а вдоль противоположной стены сохранилась их целая коллекция.
Соседнее помещение до ремонта, похоже, было кухней: здесь есть каменный кухонный стол и множество критских амфор для транспортировки вина. На стене располагался ларарий — место для бескровных жертвоприношений домашним духам-защитникам, ларам и пенатам. Ларарии украшали росписями с изображениями этих хранителей, следы такой фрески нашлись и здесь. Кроме того, в стене был закреплен сосуд — возможно, как раз для жертвоприношений.
Соседняя с кухней длинная узкая комнатка была туалетом, слив которого соединен с уличной канализацией.
Продолжаются исследования и городских терм. Они занимали целый квартал в центре города, были прекрасно отделаны изнутри и окружены торговыми лавками.
Находка прошлого года — панцирь балканской черепахи с яйцом внутри — дает основания считать, что постройки здесь были заброшены еще за 18 лет до извержения Везувия, после землетрясения 62 года. Иначе черепаха на сносях не выбрала бы это место для гнездования.
Теперь же в банях нашли новую напольную мозаику. Однако украшает она вовсе не сами термы, а комнату дома, который стоял тут еще до появления бань. Раскопки под лавками, построенными вдоль двух сторон банного комплекса после землетрясения 62 года, наверняка поведают историю этого городского владения.
Большой дом площадью около 900 квадратных метров был построен в середине I века до нашей эры. Он полностью соответствует плану стандартного атриумного дома. С улицы в дом ведет вестибул — небольшая прихожая, затем идет просторный атрий, окруженный спаленками-кубикулами. За атрием располагается таблин — хозяйский кабинет, рядом с ним еще одна комната для приема гостей. Внутреннюю часть владения занимает перистиль — садик с портиком, украшенным мозаичным полом.
Теперь мозаичный пол открыли и в комнате для гостей. Мозаика представляет собой роскошный белый «ковер» с эмблемой по центру. По краю пущен узор из квадратов с геометрическими рисунками. Такие декоративные мотивы были широко распространены в мозаичном искусстве Древнего Рима, и образцов геометрических мозаик в Помпеях немало.
Мотив же эмблемы — центрального панно мозаичного пола — состоит из кубов с белыми, черными и зелеными гранями. Подобный мотив в Помпеях встречается не впервые — и не только в Стабианских термах. Техника набора таких мозаичных картин называется opus sectile — узор складывается не из мелких квадратиков из стеклянной пасты, так называемых тессер, а из пластинок натурального камня, иногда весьма дорогого. Похожим наборным узором украшены полы таблина в Доме Фавна и в экседре Дома Триптолема.
Немало находок за прошедшие годы преподнесла и вилла в местечке Чивита Джулиана менее чем в километре от древних стен Помпей. Фрески и граффито с женским именем, останки двух мужчин, конюшня с останками лошадей, фрагменты церемониальной повозки и даже меблированная комната для рабов позволили написать в истории виллы и самих Помпей новые страницы.
В конце этого марта археологи нашли на вилле новые следы деятельности местной прислуги — в одной из их комнат вдоль стены вверх дном была аккуратно уложена грубая керамическая посуда для приготовления пищи.
А в конце апреля Археологический парк Помпей представил реконструкцию пилента — церемониальной колесницы, металлические фрагменты которой археологи нашли два года назад. Точно восстановить повозку удалось благодаря не только сохранившейся фурнитуре и рельефным украшениям, «законсервированным» без доступа воздуха фрагментам деревянной обшивки корпуса, но и отпечаткам органических элементов типа веревок и остатков растительного декора.
Уникальность этой реконструкции не только в том, что она получилась впервые настолько полной, но и в том, что сама колесница — редкая находка именно праздничной, роскошно декорированной повозки. Возможно, этот пилент предназначался для перевозки невесты в ее новый дом.
Чего ждать от дальнейших раскопок? Конечно, хочется надеяться на новые находки: предметы быта и роскоши, элементы декоративной отделки домов — фрески и мозаики. Однако еще больше увидеть не только красивые вещи, но и то, что расскажет нам что-то новое об истории жилищ, города и Империи. Это могли бы быть печати владельцев домов, остатки документов, например, на восковых табличках, граффити и дипинти на стенах — личного характера, периода избирательной кампании, объявления о событиях в городе. Случилось же настоящее чудо в 2017 году, когда была открыта огромная эпитафия на окраине Помпей! Из ее текста мы узнали не только новую информацию по истории самих Помпей, но и упоминания о событиях в Риме, а также косвенные сведения о численности населения в Помпеях (подробно об этом — в материале «Гробница неизвестного благодетеля»). Почему бы чуду не произойти вновь? :)