Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Продолжаем подводить итоги осеннего археологического сезона в Помпеях. В предыдущих выпусках нашего блога речь шла о предметах домашнего обихода и новых фресках. Еще одна примечательная роспись была открыта в V районе, причем это не просто роспись, а роскошный живописный ларарий. О том, что это такое, какими бывали античные ларарии и какую роль они играли в жизни древних римлян рассказывает Юлли Улетова, автор сайта Помпеи: шаг за шагом.
Ларарии — это маленькие домашние святилища, где хозяева дома вместе с членами familia (в которую входили даже рабы) отправляли культы домашних хранителей — пенатов и ларов. Почти в каждом помпейском доме был хотя бы один ларарий. Иногда и не один — для рабов устраивался свой, попроще, поменьше. Например, на кухне.
Домашние ларарии предназначались для представления богов, которым поклонялись в доме, и для жертвоприношения им. Эти две функции определяли внешний вид домашнего святилища, но не ограничивали его в деталях. Поэтому все помпейские ларарии похожи друг на друга, но в то же время сильно отличаются по своей отделке.
Обычно для размещения персонификаций божков помпейцы использовали нишу в стене. Часто ее украшали выступающим фасадом с фронтоном, что делало нишу похожей на храм, и дополнительной ступенькой для размещения статуэток. Перед таким ларарием стоял алтарь (деревянный, мраморный, туфовый, бронзовый — на что хватало у хозяев средств, вариантов было немало). Он мог был постоянным или переносным.
И, конечно же, самым распространенным способом украшения маленького святилища была фресковая роспись, в которой использовался определенный набор изображений. У не слишком зажиточного семейства ларарий мог представлять собою лишь расписанный фрагмент стены, а у богачей — занимать целый угол в виде небольшого храмика на цоколе. Такой, например, украшает атрий роскошного Дома Менандра.
Новый ларарий был открыт в третьей инсуле (квартале) V района, в доме, который уже исследовался в начале XX века, однако не был до конца приведен в порядок. Поэтому сейчас дом попал в программу укрепления фасадов зданий, выходящих на улицы. В сезон дождей на грунт внутри кварталов идет давление, разрушительно действующее на стены, освобожденные лишь с одной стороны, что грозит им обрушением. Ларарий как раз и украшает изнутри дома стену, выходящую на уже раскопанную улицу.
Выглядит он, как картина размером 4 × 5 метров. В правой верхней части росписи устроена ниша, по бокам от нее из стены выступают пилястры, под ней та самая ступенька, предназначенная для статуэток, а сверху все это великолепие венчает фронтон. Как и положено, под нишей ларария стоит маленький алтарь для жертвоприношений. Домашние божки — лары и пенаты — принимали бескровные жертвы: фрукты, вино, домашнюю выпечку.
В Помпеях найдено некоторое количество таких статуэток, как правило бронзовых. Стандартный набор: пара ларов, пара пенатов, иногда бог из основного пантеона, например Юпитер. В ларарии одной из вилл Боскореале было найдено аж семь бронзовых фигурок. Если размер полки ларария позволял, то туда выставлялись и бюсты уже умерших членов семьи.
В новом ларарии по сторонам ниши как раз изображены два домашних божка, скорее всего это лары. Под нишей нарисован алтарь. Он не слишком похож на тот, что стоит на полу, зато на нем всегда лежат жертвы — шишка пинии и яйца. К алтарю сползаются с разных сторон две змеи. Это агатодемоны — добрые духи, символизирующие процветание и удачу, их тоже следовало не забывать при жертвоприношении. Такие змеи есть на многих расписных стенах ларариев Помпей, смысл у них исключительно доброжелательный.
Вокруг ниши и жертвенника изображен фантастический сад, наполненный певчими птицами — они сидят почти на каждой ветви. Нижний ярус стены продолжает тему сада: здесь в невысоких кустах гуляет тщательно выписанный павлин. Пространство, которое украшает эта стена, похоже скорее на внутренний дворик, чем на комнату. Поэтому нетрудно представить, как растения, высаженные вдоль стены, как бы продолжали тему сада на фреске, а павлин выглядывал из живых цветов.
Стена справа от ларария также украшена росписью, но совсем иного содержания и настроения. Если сад изображен в светлых пастельных, умиротворяющих тонах, то для сцены охоты справа от него выбран мощный помпейский красный (rosso pompeiano).
На нем нарисованы животные, нападающие на кабана. Причем только кабан выписан темным цветом, для остальных художник использовал светлые тона желтого и коричневого цветов. Очевидно, смысл картины заключен отнюдь не в изображении жизни животных, а их цвета — не случайны. Возможно, здесь символически представлена победа добрых сил над злыми.
В целом не будет большой ошибкой предположить, что все это пространство являлось домашним святилищем, где члены фамилии обращали к богам свои чаяния и благодарности.
Древние римляне серьезно относились к маленькими покровителям своих домов, поэтому на любой праздник алтарь домашнего ларария был усыпан дарами. Покидая дом надолго или возвращаясь из длительного путешествия, римлянин первым делом обращался к домашним богам, прося защиты в пути или благодаря их за легкую дорогу.