Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В Археологическом парке Помпей новая замечательная находка — останки черепахи. И хотя это далеко не первая черепаха в Помпеях, их скелеты и панцири находили и прежде, эта особенная. Она погибла, готовясь отложить яйцо: оно сохранилось внутри ее панциря. Да и умерла, судя по всему, еще до того, как город уничтожило извержение вулкана. О новой находке, месте, где она была сделана, и еще одной смерти в еще одной бане рассказывает Юлли Улетова, автор проекта «Помпеи шаг за шагом».
Останки принадлежат балканской черепахе (Testudo hermanni), довольно молодой — длина ее панциря примерно 14 сантиметров, взрослые особи обычно крупнее, от 20 сантиметров и больше. Как у многих рептилий, самки балканской черепахи умеют задерживать кладку в неблагоприятных условиях или банальном отсутствии удобного места (это называют дистоцией) По мнению специалистов лаборатории прикладных исследований Археологического парка, черепаха столкнулась именно с такой неприятностью и погибла, так и не найдя подходящих для себя условий, чтобы разрешиться от бремени.
Место, где это случилось, представляет отдельный интерес, — это лавка при Стабианских термах, городских банях, которые раскопали еще в середине XIX века. Они занимают половину 1 квартала VII района Помпей. Фасад бань выходит на главную улицу города, вокруг стояли многочисленные торговые лавки.
Для римлян бани были не только местом для помывки. Здесь встречались с друзьями, судачили о новостях, занимались спортом. Кроме того, в банях можно было постричься, побриться, сходить на массаж, а иногда и заняться сексом с профессионалом своего дела (естественно, за деньги). Поэтому горожане проводили в термах от нескольких часов до целого дня. Торговые пространства рядом с таким популярным местом гарантировали их владельцам и арендаторам высокую проходимость и хороший доход.
Стабианские термы построили во II веке до нашей эры. Законсервированный Везувием комплекс зданий последний раз обновлялся за 15 лет до извержения, после того, как ему навредило землетрясение 62 года. Да и после реновации термы регулярно ремонтировали и даже перестраивали: другие подземные толчки продолжали периодически причинять зданию ущерб.
В 2016 году археологи начали здесь новые раскопки — внутри и по периметру банного комплекса. Их интересовало, как именно трансформировалась эта часть квартала: что здесь располагалось до реновации терм, как менялось назначение помещений, насколько сильно оригинальное здание пострадало в 62 году и что именно перестроили в период между ним и концом истории Помпей.
Выяснилось, что на месте лавок на улице Лупанара ранее стоял роскошный жилой дом I века до нашей эры, который тоже разрушило землетрясение 62 года. От него остались фрагменты настенных росписей и напольная мозаика. После этого на руинах дома началось новое строительство. Это не единственный пример перестройки городской усадьбы в магазины или мастерские. Например, именно так была переоборудована знаменитая фуллоника (сукновальня-прачечная) Стефана.
Лавка, где нашли останки черепахи, располагалась на улице Изобилия, почти у входа в термы. И черепаха здесь погибла не во время извержения Везувия, а задолго до него. Она забралась сюда ещё до того, как квартал в 60-е начали восстанавливать. По мнению помпейских археологов, это наглядно иллюстрирует, что город значительно пострадал в 62 году. Рептилии не гнездятся в населенных людьми местах, поэтому то, что черепаха сочла лавку в центре Помпей тихим и спокойным местом, показывает, что заброшены в тот момент оказались даже земельные участки на главной улице города, владельцы которых точно не бедствовали. Тем не менее, помпейцы сумели мобилизоваться и начать возрождение города, пусть сменив назначение многих зданий.
Более того, несмотря на то, что в городе уже тогда было аж три банных комплекса, после землетрясения в Помпеях затеяли строительство нового. Под него отдают целую инсулу — квартал в десяти минутах ходьбы от Стабианских терм. Археологи, раскопав эти бани в конце XIX века, назвали их Центральными. Они должны были стать самыми просторными и комфортабельными в Помпеях: их возводили с учетом новейших достижений древнеримского строительства, включая такую инновацию, как застекленные окна. Однако предаться банной неге по последнему слову техники помпейцы не смогли — до извержения Везувия возвести бани не успели.
Этот комплекс закрыт для посетителей Помпей и еще с 1870-х годов считается хорошо исследованным. Но в 2018 году на этой территории было решено испытать новое оборудование, позволяющее определять участки грунта разной плотности и выявлять подземные пустоты. И во время этих тестов в земле был, неожиданно для всех, найден скелет. Кости лежали на глубине всего десятка сантиметров и не сохранили анатомический порядок. Поэтому археологи решили, что скелет уже находили во время прежних раскопок, но по какой-то причине оставили на месте обнаружения, просто собрав кости в кучку.
Останки, как определила антрополог Помпей Валерия Аморетти, принадлежали ребенку семи-восьми лет. Они были найдены в слое пирокластического потока, накрывшего Помпеи через почти сутки после начала извержения. Поэтому археологи считают, что он забежал в вестибюль недостроенных бань, когда вокруг уже вовсю сыпались пепел и лапилли, в надежде дождаться окончания вулканического хаоса. Вот только для пирокласта — стремительного потока горячих газов — стены, тем более, с оконными проемами, препятствием не стали. А он буквально испепеляет мягкие ткани. Впрочем, милосердные археологи предпочитают считать, что маленький помпеец погиб раньше, чем его накрыла пирокластическая волна, и он задохнулся от вулканического пепла, висевшего в воздухе.
Находки в Помпеях в который раз доказывают простую истину археологии — важна каждая находка на своем месте. Непотревоженная, она может много «рассказать» не только археологам, но специалистам различного профиля, которых археологи привлекают к исследованиям.
А в единственных работавших в Помпеях на момент извержения термах — Форумных — сейчас хранятся десятки черепов и сотни костей погибших жителей города, найденных за 200 с лишним лет раскопок.