Дом без имени и катастеризм Ориона

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Раскопки на территории Археологического парка Помпей продолжаются круглый год, и в январе и феврале ученые открыли еще несколько интересных артефактов. Часть из них найдена в богатом и роскошно отделанном доме на улице Везувия, пока не получившем собственного имени, а в Доме Юпитера полностью очищена и интерпретирована напольная мозаика с изображением Ориона. Подробнее об этом — в блоге Юлли Улетовой, автора сайта Помпеи: шаг за шагом.

С давних пор в Помпеях всем домам, освобожденным от продуктов извержения Везувия, принято давать названия. Позже к ним добавились номера — получилось что-то вроде современного адреса.

В названиях обычно отмечалось нечто особенное, связанное с домом. Например, Дом Фавна получил свое название по замечательной бронзовой статуэтке, найденной в его атрии, Дом Веттиев — по имени владельцев, а Дом Шампьонне — в честь французского генерала, возобновившего раскопки в начале XIX века. Такое разнообразие названий, конечно, сбивает с толку туристов.

Безымянный дом

В новых раскопках V района постепенно раскапывают чудесный дом с потрясающей декоративной отделкой, элементы которой Археологический парк Помпей часто публикует в новостях.

Мы уже познакомились с изображением Приапа на фреске из фауцев (помещения у входа в дом), призванной защищать от сглаза гостей и хозяев, с небольшим панно, где запечатлен момент из мифа о соблазнении Зевсом Леды (там же), с мозаичным фонтаном, который украшал сад этого владения.

И — удивительное дело для Помпей — этому дому до сих пор еще не дали собственного имени. В документах и пресс-релизах Археологического парка он фигурирует как Дом вдоль улицы Везувия (Casa lungo via del Vesuvio).

Несмотря на отсутствие имени, дом демонстрирует высокий вкус своих хозяев, и эта красота заставила руководство Археологического парка Помпей изменить проект. В первоначальном варианте раскопками предполагалось очистить лишь участки за стенами вдоль улиц, чтобы снизить давление на них грунта изнутри домов. В периоды дождей это давление усиливается и уже неоднократно приводило к обрушению древних стен. Однако теперь решено увеличить площадь раскопок на этом участке.

В День Всех влюбленных — 14 февраля — аккаунты Археологического парка Помпей в социальных сетях наполнились фотографиями расчищенной кубикулы с Ледой и стен до сих пор не публиковавшегося помещения дома — атрия.

Кубикула и атрий

Наконец мы увидели не только пинаки в верхнем ярусе отделки стен и картину с Ледой и лебедем, но и полную роспись стен этой комнаты. Она выполнена в так называемом «IV стиле» помпейской живописи, характерной для последнего десятилетия существования города (извержение Везувия, погубившее Помпеи, произошло в 79 году нашей эры).

Нижний ярус росписи демонстрирует различные живописные сцены на фоне знаменитого rosso pompeiano — помпейского красного. Здесь и цветы, и небольшие натюрморты, и пир диких зверей, и изящные грифоны. Все это разделяется и обрамляется цветочными же гирляндами и геометрическими рамками.

Средний ярус, как и положено «четвертому стилю» разделен на панели, центр которых украшают картины на мифологические темы. Одна из них нам уже известна — это любовная сцена Леды и Зевса в обличии лебедя. К сожалению, сюжет другой картины на соседней стене пока никак не истолкован, потому что стена сильно повреждена.

Здесь также использованы цветочные гирлянды, а центр угловой панели занимает медальон с шаловливо настроенным купидоном.

Роспись верхнего яруса стен этой кубикулы Археологический парк Помпей демонстрировал в социальных сетях в конце прошлого года, когда комната была еще забита вулканическим мусором.

Теперь же очищена не только Комната с Ледой, но и часть атрия — главного помещения дома. Здесь стены также отделаны в «IV стиле», с использованием более ярких фонов, нежели в кубикуле с Ледой: помпейский красный, желтый, черный.

Центральная панель с насыщенным желтым фоном содержит картину на популярный мифологический сюжет — «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде». Юный самовлюбленный красавец Нарцисс отправился на охоту, где, отдыхая у ручья, неожиданно увидел свое отражение в воде. В этот момент, гласит миф, он был наказан неразделенной любовью к самому себе и умер, не в силах отвести взгляд от отражения. За плечом у Нарцисса стоит Эрот с луком в руках, а у ног — недоуменный охотничий пес.

Несмотря на трещины в стене, роспись прекрасно сохранилась, за исключением лиц Нарцисса и Эрота, но это, скорее, случайное повреждение — сообщений о том, что этот дом исследовался ранее, пока не поступало.

Угловые панели имеют красный фон и украшены изображениями менад и сатиров, парящих в воздухе. Черный цвет использован в росписи цоколя и разделяющих красные и желтые панели архитектурных мотивов.

Лестница на второй этаж

Еще одно интересное открытие в Доме на улице Везувия — лестница, ведущая на второй этаж. Мы давно знаем, что дома в Помпеях (и Геркулануме) не были одноэтажными. Практически все они имели второй, а то и третий этаж. Лестницы на верхние этажи могли быть внутри дома, а могли иметь и отдельный вход с улицы. Но поскольку они были деревянными, то до нас дошли лишь их каменные базы в две-три ступени и отпечатки на стенах, к которым они прилегали.

Бросается в глаза, что лестница в атрии Дома на улице Везувия была установлена еще до того, как стены расписали в «IV стиле». Пространство под лестницей отделано одной лишь чистовой штукатуркой — по-видимому, хозяева использовали его как временную кладовку, потому что археологи обнаружили здесь дюжину стеклянных сосудов, восемь амфор и бронзовую воронку.

Также при расчистке пола атрия, около имплювия — маленького бассейна, собиравшего дождевую воду в подземную цистерну (в крыше атрия для этого было устроено отверстие — комплювий), нашли бронзовую ситулу. Это сосуд в форме ведра, обычно с ручкой. Он стоит около устья той самой подземной цистерны с дождевой водой.

Мозаика из Дома Юпитера

В начале февраля Археологический парк Помпей опубликовал полностью напольную мозаику из Дома Юпитера и расшифровал изображенный на ней сюжет. По мнению специалистов, многофигурная композиция посвящена катастеризму Ориона.

Орион — знаменитый охотник, отличавшийся красотой и ростом, герой целой серии античных мифов, часть из которых в разных местах Греции имела свои версии. Даже его смерть имеет массу вариантов. Мифы сходятся в одном: после своей смерти Орион был помещен богами на небо в виде созвездия. Этот процесс и называется катастеризмом.

Мозаика украшает центр пола алы в атрии — комнаты-«крыла», ничем не отделенной от большого пространства атрия. Специалисты Археологического парка датируют ее II веком до нашей эры.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.