Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Раскопки в Помпеях открывают не только избирательные надписи на внешних стенах домов или мелкую бытовую утварь. Среди находок археологов — высокохудожественные фрески и другие декоративные элементы интерьеров в жилищах помпейцев. Подробнее об этом рассказывает Юлли Улетова, автор сайта Помпеи: шаг за шагом.
В одном из предыдущих выпусков этого блога я уже рассказывала о предвыборных надписях, открытых в этом сезоне в Помпеях. С тех пор были найдены новые.
Вот еще одна надпись с упоминанием уже знакомого нам Луция Альбуция Цельса. Обилие избирательных призывов с его именем в этом районе еще более 100 лет назад заставило исследователей предположить, что Дом Серебряной Свадьбы, один из немногих раскопанных в V районе, принадлежал ему.
Здесь также интересна особенность нанесения нового лозунга поверх старого. Очевидно, что старая надпись не относится к избирательной кампании 79 года, об этом говорит ее тусклый цвет. Но почему штукатур, выкрасивший место под имя Альбуция, сместил свою надпись относительно уже ненужной, непонятно.
Еще одна замечательная находка, связанная с выборами, это tabula ansata. Вообще tabula ansata — это «табличка с ручками», пластинка определенной формы (с концами в виде ласточкиных хвостов) для выделения какого-нибудь текста (на солдатском щите, на скульптурном памятнике, на мозаике и так далее). В избирательной кампании tabula ansata использовалась для привлечения внимания к надписи. И вот очередная «табличка» открыта при раскопках переулка Цецилия Юкунда в V районе. По какой-то причине ее так не успели использовать, и она сохранилась ненадписанной.
Упомянув о надписях на стенах, надо, конечно, рассказать и о новых помпейских фресках. Первая из них появилась на свет еще 12 мая. Это красная фигурка на белом и желтом фоне. Сейчас трудно определить, кого она изображает, но, возможно, дальнейшие исследования смогут помочь в реконструкции сюжета, частью которого она является.
Существует система из четырех так называемых «стилей», разработке которой положил начало немецкий археолог и историк искусства Август Мау. Каждый из этих «стилей» представляет собой комплекс изобразительных и строительно-отделочных приемов, модных в определенное время. С изменением моды предыдущий «стиль» уходил в прошлое, и оказалось, что фресковая живопись позволяет довольно точно датировать исторический период.
Первый (инкрустационный, структуральный) стиль активно использовал в своем арсенале штукатурку. С ее помощью отделочники создавали архитектурные элементы, которые, на первый взгляд, казались сделанными из мрамора или других материалов. Это не римская мода, скорее еще эллинистическая.
В Помпеях дома, украшенные в этом «стиле», относятся к 150–80 годам до нашей эры, то есть к доримскому периоду города, когда тот принадлежал италийским племенам оско-самнитам. Однако во многих домах (Дом Саллюстия и другие) этот строгий, даже где-то «брутальный» декор бережно сохранялся хозяевами в течение столетий. И вот комнату с отделкой в I «стиле» открывают в Доме Юпитера в V районе.
В 79 году, когда Помпеи погибли, такой декор был уже давно не в моде, так что, возможно, дом, которому принадлежит эта комната, был построен во II веке до нашей эры.
Дом Юпитера (это тот, где нашли чудесный бронзовый канделябр) уже частично раскопали в конце XIX века. В том числе, и методом тоннелей, о котором я также рассказывала. К сожалению, сохранившаяся декоративная отделка его стен к нашему времени пришла в упадок, некоторые фрески были вырезаны и по традиции отправлены в музей в виде картин в рамах. Современная же археология подразумевает укрепление и защиту фресок на стенах, а в дальнейшем реставрацию и реконструкцию, включая осыпавшиеся фрагменты.
Еще одна комната в Доме Юпитера украшена в другом «стиле» — третьем, или «орнаментальном». Он был моден на рубеже тысячелетий (15 год до нашей эры — 40 год нашей эры) в столице, в Риме, а в Помпеях «задержался» вплоть до землетрясения 62 года. В нем уже нет никакого объема — ни натурального, ни иллюзорного, а детали верхнего яруса стен плоские и условные.
Значит, несмотря на бережное отношение к старомодной отделке одного из помещений, владельцы Дома Юпитера вполне шли в ногу со временем и для других комнат заказывали современный, как сейчас сказали бы, дизайн.
Ярко-красный цвет стен этой комнаты — хороший образец так называемого «помпейского красного», который настолько поразил европейцев при открытии Помпей, что стал модным и в оформлении интерьеров Старого Света.
Фотография сетевого регионального журнала Made In Pompeii дает хорошее представление об этих двух помещениях. На первом плане как раз видна верхняя часть стен комнаты в первом «стиле», о которой говорилось выше и которая на фотографии представлена в еще не раскопанном состоянии.
Также хорошо виден выход бурбонского тоннеля в комнате третьего «стиля».
Особый интерес вызывает сюжетная фреска, которую истолковали как эпизод из мифа об Афродите и Адонисе: печально склонившись, богиня стоит рядом со смертельно раненным юношей в окружении эротов. Пока это единственная картина на мифологический сюжет среди всех открытых фресок в V районе.
Еще один дом — новый, не исследовавшийся, даже не имевший собственного имени — дарит нам замечательные яркие фрески с фигуративным декором. Дом располагается в 7 инсуле V района, прямо напротив входа в Дом Серебряной Свадьбы и, видимо, занимает весь юго-западный ее угол.
Снова помпейский красный, а также другой цвет, популярный в росписях Помпей, — охра. Среди изображений — цветы, павлин, попугай, куропатка, лебедь, олень, фантастические животные типа грифонов. И, конечно же, дельфины, давшие новому дому название — Casa dei Delfini / Дом Дельфинов. Все это великолепие прекрасной сохранности вновь возвращает нас к третьему «стилю».
А вот, кажется, тоже стены красного цвета. Однако это не так. Изначально цвет был желтым, и только высокая температура разных фаз извержения Везувия изменила его на красный. Этому новому цвету не хватает насыщенной глубины помпейского красного.
Как я уже рассказывала ранее, производители королевских раскопок в Помпеях не интересовались сломанными предметами. То же самое касалось и фресок: осыпавшиеся фрагменты, конечно, никому были не нужны и отправлялись в отвал.
Вот один из таких фрагментов — разбитое на три части изображение грифона. Это явно украшение верхнего или, возможно, нижнего яруса стен. Упавшее ли при обрушении стен из-за удара вулкана, поврежденное ли при снятии со стен основных, центральных панно-картин для музея или при прокладывании раскопочных тоннелей, оно было выброшено в мусор и теперь найдено при раскопках в перемешанном грунте, покрывшем древний город поверх слоев вулканических продуктов.
Таких обломков при первоначальном освобождении кварталов V района в насыпанном грунте XIX-XX веков не так уж мало. Скорее всего, восстановить их первоначальное положение будет весьма трудно, если не вовсе невозможно. Никаких отметок, откуда свозили грунт в V район, археологи прошлого не оставили.
Все эти чудесные открытия и находки происходят из так называемого V района города, который фрагментарно раскапывался в конце XIX века. Это первые масштабные раскопки в Помпеях за последние лет пятьдесят, если не больше. Работы здесь производят с использованием всех новейших достижений науки и техники, включая дроны, георадар, лазерные сканеры, микрокамеры и тому подобное. Междисциплинарная команда исследователей состоит из 40 человек: археологов, антропологов, архитекторов, реставраторов. Кроме того, при необходимости к работам привлекаются другие специалисты, например геологи, зоологи или ботаники.
Также одной из целей является устранение или смягчение так называемого гидрологического риска, то есть опасности оползней и обвалов во время дождей из-за давления грунта на древние стены. Место самого известного разрушения в Помпеях, вызванного как раз проливными дождями и плохим дренажом, это так называемая Казарма Гладиаторов на улице Изобилия.
Особенность данной территории заключается еще и в том, что сюда в XIX-ХХ веках вываливалась земля из раскопок других районов без какой-либо документации и с некоторым количеством испорченных временем или обращением раскопщиков античных предметов. Фрески, открытые в этом районе ранее, частично уже потускнели, а частично просто утрачены. Тем не менее новые исследования здесь сулят немало находок. И надежда на них уже оправдывается с каждым сообщением из Помпей.