Археологи обнаружили их в Ираке на памятнике Шахи-Кора
Археологи представили результаты раскопок, проходивших в Ираке на поселении Шахи-Кора, которое относится главным образом к периоду позднего халколита. Исследователи обнаружили на этом памятнике свидетельства того, что в IV тысячелетии до нашей эры ранние политические структуры Месопотамии по крайней мере отчасти складывались вокруг их способности обеспечить людей продовольствием, по-видимому, в обмен на рабочую силу. Однако в конце IV тысячелетия по неизвестным причинам местные жители, вероятно, намеренно отказались от централизованной формы социальной организации. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Antiquity.
В эпоху позднего халколита (4400–3200 годы до нашей эры) в истории Месопотамии, которая занимает территории современных Ирака, западного Ирана, Сирии и юго-восточной Турции, происходили важные изменения — в нескольких крупных поселениях этого региона в IV тысячелетии до нашей эры формировались первые политические институты. Самое известное такое поселение — это Урук (археологическое название — Варка). К концу IV тысячелетия до нашей эры он из небольшого поселения превратился в крупнейший город и важный политический, культурный и религиозный центр Месопотамии.
Вероятно, важной задачей первых политических институтов Месопотамии выступало перераспределение ресурсов. Например, собранное с населения продовольствие шло, по-видимому, в пользу людей, которые выполняли определенную общественно значимую работу. Одним из доказательств этого служат тысячи грубо изготовленных глиняных чаш, раскопанных внутри и рядом с крупными сооружениями, в которых также могут присутствовать следы активного приготовления пищи.
Клаудия Глац (Claudia Glatz) из Университета Глазго совместно с коллегами из Великобритании, Германии, Дании, Ирака, Кипра и Португалии сообщила о результатах исследования открытого в 2018 году памятника Шахи-Кора, который находится в Иракском Курдистане. Раскопки, начавшиеся в 2019 году, показали, что он представляет собой крупное поселение площадью не меньше восьми гектаров, в котором люди проживали главным образом во II–V периоды эпохи позднего халколита (4200–3200 годы до нашей эры).
На одном из участков археологи выявили последовательность остатков сменявших друг друга сооружений, которые, судя по результатам радиоуглеродного анализа, существовали между 3941 и 3377 годами до нашей эры. В первых веках IV тысячелетия до нашей эры здесь построили глинобитное сооружение, состоявшее из нескольких комнат. С этим объектом связана различная керамическая посуда, включая так называемые глиняные чаши со скошенными краями, очаг и останки животных.
Впоследствии это здание сравняли и на его месте возвели похожее, которое относится к началу — середине IV тысячелетия до нашей эры. Среди прочего, здесь также нашли стопки целых чаш со скошенными краями, в которых, согласно одной из гипотез, работникам выдавали пищу. После разрушения второго здания на его месте построили еще одно, чему предшествовали мероприятия по засыпке остатков и выравниванию площадки для возведения нового. Третья постройка, судя по найденным здесь артефактам, также была связана с приготовлением и выдачей пищи.
В середине — второй половине IV тысячелетия до нашей эры на этом месте возникает культурно иной тип сооружения, который заметно отличался от местной традиции. В этот период здесь возвели большой зал с колоннами, который, среди прочего, был оборудован дренажной системой. Исследователи также обнаружили в этой постройке зоны для хранения провизии и приготовления пищи, места потенциальных ритуальных подношений, а также цилиндрическую печать. В какой-то момент это сооружение было заброшено, причем исследователи не нашли признаков того, почему это произошло.
Археологи отметили, что на ранних фазах заселения изменения, касающиеся исследованных общественных сооружений, проходили постепенно. Но в середине — второй половине IV тысячелетия произошел резкий культурный сдвиг, связанный с влиянием культуры Урука. Построенный зал с колоннами, судя по результатам радиоуглеродного анализа, был оставлен примерно после 3630–3380 годов до нашей эры — вероятно, до резкого изменения климата, которое произошло приблизительно 5200 лет назад. По этой причине ученые полагают, что климатическое изменение не было причиной, по которой жители поселения Шахи-Кора забросили изученное сооружение. Вместо этого они склоняются к тому, что люди сознательно отказались от централизованной формы социальной организации и, возможно, перешли к более рассредоточенному образу жизни.
Чаши со скошенными краями из памятника Шахи-Кора уже становились предметом отдельного исследования. Тогда ученые проанализировали органические остатки из этой посуды и пришли к выводу, что она не использовалась для приготовления пищи на огне. Вместо этого исследователи нашли следы того, что в основном в них подавали блюда, например похлебки и рагу.
Вероятно, они предназначались для ремонта других доспехов
Археологи описали находки, сделанные во время раскопок в немецком Бонне древнеримского викуса. Рядом с остатками одного из домов они обнаружили яму, в которой хранились части как минимум четырех кольчуг, общий вес которых в настоящее время достигает примерно 14 килограмм. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity, вероятно, этот запас кольчуг предназначался для ремонта других поврежденных доспехов.