Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сбер, который не первый год разрабатывает беспилотные автомобили, наконец-то позволил широкой публике на них покататься. Да еще и в Санкт-Петербурге, где я как раз и живу. Разумеется, я записался на тестирование сразу же, как увидел анонс, прокатился, поговорил с инженерами — и вот что узнал.
Беспилотный автомобиль — в первую очередь беспилотный, а автомобиль он уже во вторую. Поэтому с самого начала развития этой отрасли во всем мире сложилась одинаковая картина: лидируют IT-компании вроде Google (она выделила беспилотный проект в компанию Waymo) и Baidu, а автопроизводители в лучшем случае покупают успешные или подающие надежду стартапы, как было с Cruise, которую приобрел General Motors. В России ситуация такая же. Первопроходцем был IT-гигант Яндекс, сервисом беспилотного такси которого с 2018 года можно воспользоваться в Сколково и Иннополисе. Они даже начали обкатывать свои машины за рубежом, но в последнее время о заграничных успехах российских беспилотников мы не слышали, а в США Яндекс свернул программу тестирования «под давлением властей». Но в России они, пожалуй, все еще лучшие — да и западные аналитики называли его одним из мировых лидеров.
В 2020 году в беспилотную гонку на российских дорогах вступил Сбер. Компания объявила о создании отдельной «дочки» для разработки беспилотного транспорта «СберАвтоТех» 4 сентября 2020 года — в тот же день, когда Яндекс выделил свой беспилотный проект в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group. Но вел Сбер себя не так, как конкуренты. Обычно компании, которые уже заявили о намерении сделать свой беспилотник, постоянно отчитываются об успехах. Тот же Яндекс рассказывает подробности о разработке, раскрывает статистику и часто дает оценить наработки журналистам (в том числе и нам) и обычным людям. StarLine показывает поездки по России. Активно проявляет себя в публичном поле даже «КАМАЗ»: демонстрирует один прототип за другим и отчитывается о тестах.
Сбер же с момента анонса испытаний беспилотников в конце 2020-го публично вспоминал о своем проекте лишь дважды: летом 2021 года компания представила беспилотник без руля и педалей «ФЛИП», а в начале этого — рассказала, что уже возит на беспилотниках своих сотрудников по востоку Москвы. И только тогда, кстати, выяснилось, что компания на тот момент уже полгода как возит гостей своего университета на беспилотном такси. В общем, было очень интересно и почти ничего не известно.
О том, что «СберАвтоТех» приехал в Санкт-Петербург, я узнал незадолго до официального анонса, когда наткнулся на видео испытаний на Крестовском острове. Компания, правда, ничего не ответила мне на уточняющие вопросы об этих тестах, но через пару недель заявила, что запустит публичное тестирование, в лучших госкорпоративных традициях, приурочив его к ПМЭФ. Я тогда же на них записался.
Беспилотные автомобили Сбера выполнены по классической схеме. Основой служит серийный Kia Ceed SW, а «обвес» состоит из круговых лидаров, камер и радаров. Кратко напомню, как они работают и что дают машине:
Два лидара в машинах Сбера спрятаны под кожухом на крыше, еще два стоят на передних крыльях, пятый вмонтирован в решетку радиатора. Помимо этого опознать в машине беспилотник можно по знаку «А» и надписи «беспилотник».
Программное обеспечение разработано с нуля, рассказал мне представитель компании: не используются ни открытые платформы, такие как Baidu Apollo, ни наработки российской Cognitive Technologies, с которой у Сбера есть совместное предприятие.
Тест-драйв проходил на Крестовском острове, маршрут начинается на парковке недалеко от «Газпром Арены». Там стоит несколько шатров и около десяти сотрудников. Среди них я с удивлением заметил Бориса Иванова, с которым прежде уже виделся — на тест-драйве беспилотника StarLine, он тогда возглавлял его разработку. Теперь Иванов, оказывается, возглавляет петербургский филиал «СберАвтоТеха». Вообще это не единственный специалист, которого Сбер «угнал» у конкурентов: гендиректор «СберАвтоТеха» раньше возглавлял «Яндекс.Авто», причем «Коммерсант» в 2020 году рассказывал со ссылкой на источники, что вместе с ним в Сбер перешла практически вся команда проекта.
Запись разбита на слоты по 10 минут — примерно столько и идет заезд. Беспилотников по маршруту ездит несколько, я насчитал как минимум четыре. На каждой машине рядом с регистрационным номером есть еще один, трехзначный — судя по ним можно решить, что у компании как минимум несколько десятков машин. Представитель «СберАвтоТеха» рассказал, что «их уже за сотню». Но общий пробег парка компания пока не раскрывает. Для сравнения, у Яндекса сейчас около 170 машин и более 20 миллионов километров пробега. Эти показатели важны, потому что чем больше беспилотных километров проехали машины, тем с большим количеством дорожных ситуаций они столкнулись — это позволяет оттачивать алгоритмы и готовить их к применению на практике.
Пассажиры могут садиться на заднее сиденье, перед которым есть пользовательский сенсорный монитор. Перед началом езды нужно пристегнуть ремни и передвинуть слайдер на экране, чтобы начать поездку. На этом же мониторе показывают схему дороги и окружающие объекты. У водителя тоже есть монитор, но на нем показываются еще и сырые данные с лидара и камеры. Да, все поездки проходят с водителем-инженером за рулем. Он (в моем случае — она) не держится за руль, но следит за дорогой, чтобы перехватить управление, если что-то пойдет не так.
У беспилотников на дороге, как правило, два недостатка: чрезмерная робость, порой доходящая до уровня ученика, впервые выехавшего в город с инструктором, и малопонятное человеку поведение. С первой проблемой Сбер, кажется, справляется не хуже прочих: едет не так решительно, как люди, но и не медлительнее среднего беспилотника. Правда, ярче всего эта проблема проявляется при встраивании в плотный поток. Хороший пример можно посмотреть в блоге о тестировании машины от StarLine в 2020 году, когда заезд проходил вокруг Марсового поля и трафик был действительно непростым. Здесь таких мест и такого плотного трафика не было, так что оценить поведение Сбер-водителя в похожей ситуации я не смог.
Сама поездка прошла в целом штатно. По дороге машине пришлось столкнуться с тем, ради чего и проводят тестирование в городе: реальными водителями и тем, как они себя иногда ведут. Подъезжая к перекрестку, беспилотник заметил машину с открытой дверью, стоящую на велодорожке. Он остановился, несколько секунд подождал, пока человек закроет дверь, и тронулся с места, но его тут же обогнал и подрезал черный «Гелендваген». Беспилотник вновь притормозил, указав нам на мониторе причину остановки (автомобиль впереди), а потом поехал дальше.
Машина хорошо себя показала в ситуации, когда из-за припаркованных на дороге машин едущие навстречу водители частично вылезают на встречную полосу. Беспилотник, завидев такие автомобили, даже не сбавлял темп — прямо как люди.
А теперь — о странном. Беспилотник Сбера почему-то любит водить рулем из стороны в сторону. Иногда слегка, но иногда эти маневры приобретают совсем неприятную форму, как на этом изгибе дороги, где машина, судя по всему как минимум наехала на двойную сплошную, если не пересекла ее, а затем резко повернула вправо.
Есть еще одна вещь, которую я заметил уже после того, как добрался до дома и сел смотреть видео. Кажется, беспилотник распознает некоторые движущиеся объекты очень поздно. Вот пара примеров из самого начала первого ролика, сравните расстояние до автомобиля на встречной полосе и его отображение на мониторе:
На видео с фронтальной камеры встречная машина появилась раньше, но внизу, где отображается динамическая модель объектов с рассчитанным направлением движения, модель возникла, когда машина уже почти поравнялась с беспилотником. Судя по всему, данные выводятся на монитор примерно на 0,3-0,5 секунды позже реального времени, но даже с этой поправкой дальность распознавания вызывает вопросы.
Несмотря на это, мне как пассажиру поездка понравилась. И думаю, что с парком из сотни машин, большой командой разработчиков и датацентрами для обучения алгоритмов и хранения данных с заездов эти недостатки можно будет относительно быстро пофиксить.
Пока неясно, по какой модели «СберАвтоТех» планирует использовать свои беспилотники: создавать свой сервис перевозки пассажиров, лицензировать технологию автопроизводителям или вообще самостоятельно производить и продавать «ФЛИПы». Представители компании говорят, что пока они занимаются разработкой и оттачиванием технологии беспилотного вождения, а применять ее, с небольшими изменениями, можно в разных видах транспорта.
На вопрос о том, тестирует ли компания грузовые прототипы, мой собеседник ответил, что не обо всем может говорить публично. Поэтому у меня сложилось впечатление, что чем-то подобным компания все же занимается. Тем более, что в конце прошлого года делегация «СберАвтоТеха» приезжала на завод «КАМАЗ».
Лично я давно надеюсь, что в России хоть у кого-то появится промежуточный класс робогрузовиков между огромным «КАМАЗом» и «Ровером» от Яндекса, вмещающем пакет продуктов: дорожные доставщики вроде американского Nuro или китайских киосков на колесах, доставляющих жареную курочку. Да и вообще, больше беспилотников, хороших и разных.