Компания «СберАвтоТех» начала возить сотрудников в Москве на беспилотных автомобилях собственной разработки. Пока машины ездят по двум маршрутам в районе станции МЦК «ЗИЛ», а в будущем компания планирует расширять территорию поездок и возить обычных людей, сообщает vc.ru со ссылкой на пресс-релиз.
Беспилотные такси проходят долгий процесс тестирования перед тем, как начать возить пассажиров на городских дорогах. Сначала они ездят по закрытому полигону, затем выезжают на дороги с водителем испытателем, а после этого могут начать возить людей, причем на каждый из этих этапов могут уходить годы. Как правило, компании-разработчики беспилотников начинают поездки с пассажирами не с внешних людей, а со своих сотрудников. В частности, именно так запускаются сервисы беспилотного такси в США. Проверив на сотрудниках, что сервис работает удобно и понятно пассажирам, компании запускают публичное тестирование, а затем и начинают брать деньги за поездки, если это позволяют законы.
В России разработкой беспилотного такси занимаются несколько компаний, в том числе Яндекс, Сбер и StarLine. Из них тестовые сервисы такси, доступные для обычных людей, пока есть лишь у первого: сейчас они машины работают в Сколково и Иннополисе, а весной должен появиться сервис в московском районе Ясенево. Сбер (а конкретно — подразделение «СберАвтоТех») до недавнего времени рассказывал лишь об обычных испытаниях беспилотных автомобилей, в которых машины ездили только с водителем-испытателем. Теперь компания рассказала, что начала возить сотрудников по двум маршрутам между станцией МЦК «ЗИЛ» и офисом, расположенным неподалеку.
На заднем ряду сидений установлен планшет, в котором пассажир может подтвердить, что он готов к поездке, и отслеживать ее состояние, а также смотреть на 3D-карту окружающих объектов, которую строит беспилотник. Вызвать машину можно в приложении для смартфона или через умный экран. Компания отмечает, что планирует с помощью тестовых поездок проверить, насколько комфортно устроена система взаимодействия пассажира с машиной, чтобы затем масштабировать сервис и допустить к нему обычных людей, не работающих в компании.
Недавно в России вступил в силу экспериментальный правовой режим, регулирующий езду беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования. Среди прочего, он позволяет разработчикам таких автомобилей запускать коммерческие сервисы беспилотного такси и даже ездить вообще без людей в салоне (но с удаленным оператором).
Григорий Копиев
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».