Правительство России приняло постановление, разрешающее в стране беспилотные автомобили без водителя, а также перевозку на беспилотниках пассажиров и багажа. Пока эти правила приняты в виде экспериментального правового режима, который будет действовать лишь в нескольких небольших регионах, но через несколько лет на его основе планируется принять постоянные правила, регулирующие беспилотный транспорт в России.
Российские компании уже несколько лет разрабатывают и испытывают на дорогах беспилотные автомобили, этим занимаются Яндекс, Сбер, «Старлайн», «КАМАЗ», «Эвокарго» и другие. Но законодательство, регулирующее езду на дорогах общего пользования, было написано для классических машин с водителем, который и управляет ей, и отвечает за возможные аварии. Поэтому пока разработчики получают отдельные разрешения на езду в тех или иных местах, причем практически все поездки происходят с водителем-испытателем за рулем, который следит за работой автопилота и может перехватить управление. Из этого правила есть редкие исключения, например, в Сколково и Иннополисе Яндекс договорился с местными властями о езде без водителя за рулем, но и в этих заездах машина всегда передвигается с инженером, сидящем на переднем пассажирском сиденье.
В 2018 году власти начали создавать более цельное федеральное законодательство. Тогда регулирование было оформлено в виде эксперимента по испытанию беспилотных автомобилей. Теперь же правительство приняло постановление, вводящее на отдельных территориях России экспериментальный правовой режим, расширяющий возможности компаний-разработчиков беспилотных автомобилей.
В документе, принятом правительством 9 марта, отмечается, что его цели — создание полноценного регулирования беспилотных автомобилей и «формирование новых видов и форм экономической деятельности», под которыми подразумеваются беспилотные транспортные сервисы. Постановление вводит два вида беспилотных автомобилей, или высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). ВАТС 1 — это беспилотный автомобиль с водителем-испытателем с безаварийным стажем от трех лет, который находится за рулем или на переднем пассажирском сиденье и следит за работой автомобиля. ВАТС 2 передвигается без водителя-испытателя, но под присмотром удаленного оператора.
Первые 100 часов работы ВАТС 2 может ездить под наблюдением и оператора, и человека на месте, затем еще 100 часов необходимо отъездить под присмотром оператора, а после этого один оператор может следить сразу за несколькими машинами. Если такие испытания хотя бы для одной такой машины в регионе прошли успешно, компания получает право эксплуатировать их, то есть возить людей и багаж, а также брать за это плату. Все то же самое можно делать и на ВАТС 1, но без необходимости в обязательном поэтапном тестировании.
Постановление разрешает использовать беспилотные автомобили только на определенных территориях. ВАТС 1 с пассажирами и багажом можно использовать в московском районе Ясенево, в центре «Сколково», в татарстанском Иннополисе и на федеральной территории «Сириус», находящейся рядом с Сочи. Также на примерно сотне улиц Москвы ВАТС 1 можно использовать без пассажиров и груза. ВАТС 2 же можно применять только в Иннополисе и «Сколково».
Перед началом использования на машины нужно получить заключение о соответствии требованиям безопасности, причем его можно получить сразу на партию до 150 машин, в таком случае проверяющие органы берут на тестирование одну случайную машину. Помимо обычной страховки ОСАГО, каждая машина должна быть застрахована на 10 миллионов рублей. В документе прописана и ответственность за беспилотник типа ВАТС 2, в котором нет водителя, если он причинит вред здоровью человека: она ложится на оператора, компанию или людей, ответственных за техническое состояние автомобиля. Если беспилотник (любого из двух типов) нанес человеку средний или более тяжкий вред здоровью вплоть до смертельного исхода, статус компании в экспериментальном правовом режиме приостанавливается. Пока право участвовать в нем получил только Яндекс (ООО «Яндекс.Испытания»), но режим разрешает присоединение других компаний.
Постановление вступит в силу через 20 рабочих дней после подписания, то есть в середине апреля. Ранее Яндекс заявлял, что планирует запустить беспилотное такси в Ясенево вскоре после того, как постановление будет принято и вступит в силу.
Недавно регулирующие органы США разрешили беспилотным автомобилям избавиться от руля и педалей. Российское законодательство пока требует наличие традиционных органов управления, но компании уже разрабатывают машины без них, например, в прошлом году такой беспилотник представил Сбер.
Григорий Копиев
Он умеет ходить разными походками и вмещает до четырех пассажиров
Инженеры из компании Sansei Technologies, специализирующейся на производстве аттракционов и сценического оборудования, построили четвероногого шагающего робота SR-02 с кабиной для пассажиров. Высота ездового робота составляет около двух метров, ширина — 1,6, а длина — 3,4 метра. В кабине установлены кресла для четырех человек. Робот может шагать вперед и назад, используя разные походки, разворачиваться на месте на 360 градусов, а также приседать, сгибая все четыре ноги, для высадки людей, сообщает robotstart.info. Видео, демонстрирующее робота в действии, выложено на Youtube.