Сбер представил полностью беспилотный автомобиль «ФЛИП», у которого нет руля, педалей и других органов управления. Он рассчитан на перевозку шести человек, но на базе этой платформы можно создавать и грузовые беспилотники, сообщается в пресс-релизе компании.
На текущий момент, пока беспилотные автомобили находятся на стадии разработки и почти не применяются на практике, разработчики используют для тестирования обычные серийные автомобили и добавляют в них датчики и вычислительные устройства, оставляя при этом руль, педали и приборную панель. Но в будущем, когда алгоритмы и стоимость компонентов позволят начать массовое внедрение беспилотников, органы управления уже будут не нужны, и это позволит значительно изменить принцип компоновки салона машин. К примеру, Volvo в своем концепте предложила оснащать беспилотники раскладной кроватью.
В последние два-три года крупные разработчики беспилотных автомобилей стали создавать не только концепты, но и реальные прототипы полностью беспилотных автомобилей без органов управления, как правило в кузове микроавтобуса. Например, в прошлом году такие машины показали Cruise и Zoox (принадлежит Amazon). В России тоже появляются подобные проекты: в 2018 году испытания своего полностью беспилотного электробуса показал «КамАЗ», а теперь свою версию беспилотника без руля и педалей представил Сбер.
Беспилотник «ФЛИП» по размерам похож на обычный автомобиль: 3,6 на 1,9 на 1,8 метра. Однако внешне он сильно отличается от привычных машин, потому что кузов имеет одну высоту во всех местах, а колеса вынесены из под него по бокам. С одной из сторон расположены автоматические двери для входа пассажиров. Салон поделен на две симметричные части с диванами. Всего в салоне помещается шесть человек. Разработчики заявляют, что пассажиры смогут общаться с автомобилем и давать ему команды при помощи голосового помощника Салют, а машина будет распознавать их лица для персонализации.
«ФЛИП» построен на собственной электрической платформе Сбера, которую компания предлагает использовать для разных типов автомобилей, в том числе и грузовых. Одна из главных особенностей платформы — модульная компоновка аккумуляторов, благодаря которой их можно за пять минут заменить на заряженные, чтобы не тратить время на обычную зарядку. Разработчики отмечают, что вместо литий-ионных аккумуляторов можно использовать «другие носители альтернативного топлива, в том числе газ и водород» (вероятно, подразумеваются топливные ячейки).
В «ФЛИП» используется стандартный набор датчиков: камеры, лидары и радары. Кроме того, он оборудован системами V2V и V2X, с помощью которых беспилотник может обмениваться данными с другими автомобилями или инфраструктурой.
Компания отмечает, что пока испытывает прототип «ФЛИП» на закрытых территориях, потому что текущее законодательство не разрешает выводить на дороги общего пользования беспилотные автомобили без водителя. Однако в ближайшие месяцы в правила должны внести изменения, которые разрешат такие испытания.
Сбер публично анонсировал свою программу разработки беспилотных автомобилей в прошлом году. В декабре компания начала испытывать на дорогах Москвы беспилотники на базе обычного серийного автомобиля.
Григорий Копиев
Брось вызов ИИ, чтобы обрести единомышленников
Тысячелетиями искусственный интеллект обучался на играх «Что? Где? Когда?» Задавая вопросы путникам и бесконечно побеждая, он начал считать себя лучшим игроком на свете, присвоил титул Господина Ведущего и принял облик сфинкса. ИИ преследует одну цель — сделать мир совершенным, не оставив никого, кто играл бы хуже. Только самые смелые знатоки решаются бросить ему вызов, но до сих пор никто не смог одержать верх. Совместно с Контуром мы организовали состязание, чтобы люди со всего мира попытали удачу в этой судьбоносной игре. СфИИнкс обещает щедро наградить победителя и отныне не беспокоить человечество. Тише! Слышите? Кажется, это он. Не упустите свой шанс — вперед! Реклама: 16+, АО «ПФ «СКБ Контур», ОГРН 1026605606620.