Смотрим «Доисторическую планету». Среда: это жаба Вельзевула, чуваки!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

На этой неделе платформа Apple TV+ радует всех поклонников динозавров новой инкарнацией «Прогулок с динозаврами» — пятисерийной «Доисторической планетой», которая повествует о земных экосистемах конца мелового периода. Эпизоды выходят каждый день, а наш палеонтологический редактор их смотрит, пересказывает и комментирует. Вот ссылка на разбор вчерашней серии, которая посвящена пустыням, а вот на разбор первого эпизода, в котором были морские побережья. Сегодня речь шла о пресных водоемах и том, кто там живет.

Серия начинается с велоцирапторов (Velociraptor), которых мы видели еще вчера: тогда они охотились в пустыне на ящериц. Теперь эти динозавры выслеживают птерозавров среди отвесных скал возле водопада. Стоит признать, выглядит эта необычная охота захватывающе! А в бонусном видео нам рассказали, как ученые выяснили, что велоцирапторы были пернатыми. Впрочем, об этом и так часто упоминают (а мы писали об этом в материале «Нарисуй мне динозавра»).
Следом за велоцирапторами в камеру, естественно, попали и другие животные, которые обитали возле пресных водоемов. Среди них:

• тираннозавр (Tyrannosaurus rex) — да, он вернулся!
  • трицератопс (Triceratops) — хоть и мертвый;
  • причудливый динозавр дейнохейр (Deinocheirus mirificus);
  • мелкая птица — скорее всего, из группы энанциорнисов (Enantiornithes);
  • гигантский птерозавр кетцалькоатль (Quetzalcoatlus northropi);
  • небольшие хищные динозавры масиаказавры (Masiakasaurus knopfleri), которые охотились на крабов;
  • огромная лягушка Beelzebufo ampinga;
  • морские эласмозавры (Elasmosaurus platyurus) — плезиозавры с очень длинной шеей, которые заплыли в устье реки;
  • зауропод из группы титанозавров и детеныш птерозавра, которых нам, правда, не представили.

После велоцирапторов нам показали брачные игры тираннозавров — и да, когда эти животные нежно трутся мордами, они сразу становятся очень милыми. Аттенборо, наблюдая за этой сценой, пояснил, что морда у тираннозавров была очень чувствительной — и это явная отсылка к статье прошлого года о чувствительности челюстей этих животных (и к более ранней статье о другом тираннозавриде).

На мой взгляд, самый интересный герой третьей серии — дейнохейр, который относится к страусоподобным динозаврам (Ornithomimosauria). Однако, в отличие от родственников, он при этом совсем не похож на страуса: у него плоская утиная морда, на спине — горб, а на передних конечностях — длинные когти, как у гигантского ленивца.

В сериале его решили изобразить с густым оперением, которое русские переводчики ошибочно назвали мехом (в оригинале там coat — это действительно может означать «мех», но это также и «оперение» или «покровы»). Перьями он (как и многие другие нептичьи тероподы), скорее всего, обладал, но вряд был таким заросшим — иначе бы он перегрелся, учитывая его большой размер и относительно теплый климат, в котором он жил.

Ископаемые остатки дейнохейра нашли в нэмэгэтской свите (Nemegt Formation), как и большинство монгольских динозавров, которых мы видели вчера в пустыне. Собственно, все те динозавры жили именно в такой среде, которой посвящена сегодняшняя серия — с влажным климатом, а не среди сухих песков.

А после дейнохейра нам показали кетцалькоатля — одного из самых крупных птерозавров (о нем мы писали в матерале «Hic sunt dracones»). Размах его крыльев мог достигать 10–11 метров, больше чем у некоторых самолетов! Однако этот кетцалькоатль почему-то оказался в Южной Африке, хотя его окаменелости нашли в Северной Америке. Видимо, создатели основывались на предположении, что кетцалькоатли, как и другие гигантские аждархиды (Azhdarchidae), были способны к перелетам длиной в тысячи километров. Но на днях японские и французские ученые опубликовали работу, в которой усомнились в этом. Они считают, что кетцалькоатль был никудышным летуном и поднимался в воздух только в крайнем случае (но что-то мне подсказывает, что дискуссия о полете гигантских аждархид на этом не закончится).

Мне очень понравилась сцена, в которой самка кетцалькоатля откладывала яйца — по две штуки за раз. Это качественная реконструкция, все в согласии с научными данными: на примере куньпэноптера (Kunpengopterus sp.) мы знаем, что у птерозавров функционировало два яичника — этим они отличаются от птиц, у которых в норме развивается только левый яичник.

Доисторические рептилии — это, конечно, здорово, но для разнообразия создатели решили показать гигантскую лягушку Beelzebufo ampinga, родственницу современных рогаток (Ceratophrys). Она обитала в конце мелового периода на Мадагаскаре. Родовое название это лягушки означает «жаба Вельзевула» — но в русской озвучке ее почему-то назвали просто «вельзевулом». Ученые оценили ее длину в целых 42,5 сантиметра, когда ее только открыли, но затем они пересмотрели свою точку зрения, решив, что ее размеры были поскромнее: до 23,2 сантиметра в длину (точно определить сложно из-за фрагментарности остатков).

В общем, эта серия — замечательная. В ней, на мой взгляд, меньше спекуляций по сравнению с предыдущей. Хотя я ждал от сцены с дейнохейром большего. К примеру, могли показать, что он не только кормится водными растениями, но и рыбачит, ведь в его желудке находили остатки рыб.

Кстати, вчера я раскритиковал пустынную серию за то, что там среди динозавров нэмэгэтской свиты показали велоцираптора из другой свиты. Но Даррен Нэйш (Darren Naish), ведущий научный консультант «Доисторической планеты», намедни рассказал в твиттере, что в этом случае они опирались на окаменелости неопределенных представителей подсемейства велоцирапторин (Velociraptorinae), которые находили в различных маастрихтских отложениях Азии. И, по его словам, поскольку использовать имя «неопределенный велоцирапторин» в закадровом тексте было бы странно, они решили назвать его «велоцираптором».

Такие дела. В следующей серии ждем прохладных историй: она будет посвящена тому, как динозавры приспосабливались к жизни в полярных широтах.