Смотрим «Доисторическую планету». Вторник: дредноуты в пустыне

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Мы продолжаем смотреть «Доисторическую планету» — сериал о динозаврах позднего мелового периода. Вчера мы рассказывали о том, что понравилось и что не понравилось в первой серии нашему редактору Семёну Морозову (он в редакции главный по динозаврам). Сегодня Семён расскажет про вторую.

Кстати, фокус на конце мелового периода (примерно 70–66 миллионов лет назад) отличает «Доисторическую планету» от «Прогулок с динозаврами» — там осветили все три периода мезозойской эры.

Действие второй серии начинается в южноамериканской пустыне, по которой величественно вышагивают гигантские зауроподы дредноуты (Dreadnoughtus schrani). Дэвид Аттенборо сообщает, что это группа самцов, которая покинула родные леса и идет в пустыню для того, чтобы спариться с самками (почему? зачем? на эти вопросы нам не отвечают, приходится просто довериться тому, что происходит на экране).

Когда дредноуты добираются к своей цели, начинается самое интересное. На шеях самцов надуваются яркие воздушные мешки (которые в русской озвучке ошибочно названы подвздошными воздушными мешками, хотя это слово обозначает то, что относится к области живота) для привлечения дамского внимания. В палеонтологической летописи, разумеется, нет никакой информации о таком поведении, хотя воздушные мешки (выпячивания дыхательных путей), у зауропод, безусловно, были. Но создатели явно вдохновились некоторыми современными динозаврами. Например, самцы фрегатов (Fregata spp.) для привлечения самок раздувают ярко-красный воздушный мешок на шее, а самцы шалфейного тетерева (Centrocercus urophasianus) для этих целей используют два желтоватых воздушных мешка. Кроме того, похожим образом привлекают внимание самок и самцы тюленя-хохлача (Cystophora cristata), которые надувают красный носовой пузырь. Воздушные мешки дредноутов можно увидеть в трейлере ниже (в самом начале).

Затем мы наблюдаем за сражением матерого самца с молодым соперником. Надо признать, выглядит это эффектно. Они дерутся шеями, прям как самцы жирафов, а также пытаются ранить друг друга зубами и когтями на передних конечностях.

В этой серии также появились:

• тарбозавры (Tarbosaurus bataar) — азиатские родичи тираннозавра;
  • знаменитые велоцирапторы (Velociraptor) — хотя, строго говоря, «Парк юрского периода», который их прославил, показывал на самом деле не велоцирапторов, а дейнонихов;
  • птерозавры из семейства аждархид (Azhdarchidae) — родичи гигантского кетцалькоатля;
  • небольшой динозавр мононик (Mononykus olecranus);
  • стайка энанциорнисовых птиц (Enantiornithes);
  • утконосые динозавры барсболдии (Barsboldia sicinskii);
  • монгольские титанозавры, которых в русской озвучке назвали монголозаврами (но это вряд ли они), а также другие зауроподы, которых нам, увы, не представили;
  • теризинозавры (видимо, Therizinosaurus cheloniformis) — хотя их, к сожалению, тоже проигнорировали;
  • уже знакомые нам по первой серии птерозавры барбаридактили (Barbaridactylus grandis);
  • и еще одни утконосые динозавры — сецернозавры (Secernosaurus koerneri).

Все эти животные, кроме барбаридактилей и сецернозавров, ходят в этой серии по азиатской пустыне. И тут у меня есть пара замечаний.

Среди динозавров, характерных для нэмэгэтской свиты (Nemegt Formation) Монголии — а это тарбозавр, мононик, барсболдия и теризинозавр — затесался велоцираптор, окаменелости которого найдены в другой монгольской свите — джадохтской (Djadochta Formation). Но при этом пейзаж на экране больше похож на экосистему джадохтской, а не нэмэгэтской свиты, уж очень он засушливый.

Больше всех в этой серии меня порадовал мононик. Он относится к необычной группе под названием альваресзавры (Alvarezsauroidea). В отличие от большинства других хищных динозавров, эволюция альваресзавров шла в сторону уменьшения размеров тела. Кроме того, у них редуцировались пальцы на передних конечностях — настолько, что у продвинутых представителей и вовсе остался только один функциональный палец с мощным когтем (собственно, Mononykus и переводится как «один коготь»).

Палеонтологи считают, что эти динозавры питались насекомыми, прежде всего термитами. Но в прошлом году ученые сообщили о том, что вообще-то у альваресзаров были большие глаза и по крайней мере у одного из видов, Shuvuuia deserti, точно был хороший слух. Это, по мнению авторов, говорит о том, что они были ночными охотниками, как совы (а значит, вряд ли они питались только термитами). В сериале действительно показывают, что у мононика был отличный слух. При этом его изобразили с лицевым диском, как у сов сипух, но все же охотился он днем — и, в том числе, добывал термитов.

Отдельно хочу отметить птерозавров барбаридактилей. Нам показали, как более крупные самцы с развитыми гребнями красуются перед самками, а после сражаются друг с другом. Помимо всего этого рыцарства, создатели показали и самцов-обманщиков, которые мимикрируют под самок, чтобы спариться с ними, оставшись незамеченными крупными самцами.

В дополнительном коротком видео создатели объяснили, что вдохновлялись в этой сцене поведением самцов-обманщиков из числа современных животных. Под самок с теми же целями маскируются самцы некоторых каракатиц, ящериц и птиц, а низкоранговые самцы, например, кенгуру, тайно спариваются с самками и безо всякой мимикрии.

Кстати, крылья барбридактилей — и альцион из прошлой серии — выглядят необычно, так как у этих птерозавров, как и у остальных представителей семейства никтозаврид (Nyctosauridae) исчезли все пальцы, кроме пальца, который поддерживает перепонку крыла.

Серия в целом мне понравилась. Но я немного разочарован, что не увидел протоцератопсов (Protoceratops), дальних родичей трицератопса: раз уж вывели на экран велоцираптора, то можно было показать и его добычу. И, думаю, что в некоторых случаях авторам стоило оговаривать, что они показывают уже откровенно спекулятивные реконструкции.

Обновлено

Даррен Нэйш (Darren Naish), ведущий научный консультант «Доисторической планеты», рассказал в твиттере, почему решили использовать название «велоцираптор». Они опирались на находки неопределенных велоцирапторин (Velociraptorinae) в различных маастрихтских отложениях Азии. Так как использовать имя «неопределенный велоцирапторин» в закадровом тексте было бы странно, они решили назвать его «велоцираптором». Что ж, в таком случае более ранние протоцератопсы тут были бы лишними.

К слову, в пустынях, как и в горах, окаменелости сохраняются редко (хотя в горах с этим совсем все плохо), поэтому пустынные экосистемы мелового периода оказались населены животными, которые либо не жили в пустынях, либо обитали не в таких уж засушливых условиях.

Завтра выйдет третья серия — из пустыни мы перенесемся в пресные водоемы, где нам покажут странного динозавра дейнохейра (Deinocheirus mirificus). Его морда похожа на утиный клюв, на спине — горб, а передние конечности вооружены гигантскими когтями.