Он жил в Новой Зеландии около 24 миллионов лет назад
Палеонтологи описали нового ископаемого пингвина, который жил в Новой Зеландии около 24 миллионов лет назад. Вид получил название Pakudyptes hakataramea. При длине тела всего около 40-45 сантиметров он был одним из самых мелких пингвинов в истории. А в строении его крыльев сочетались архаичные и прогрессивные черты. Описание нового вида опубликовано в Journal of the Royal Society of New Zealand.
В наши дни в Новой Зеландии и на близлежащих архипелагах гнездятся девять видов пингвинов (Sphenisciformes). А в прошлом их разнообразие в этом регионе было даже выше. Палеонтологам известно около 30 видов пингвинов, которые населяли Новую Зеландию на протяжении кайнозоя. Некоторые из них были настоящими гигантами ростом со взрослого человека и весом более ста килограммов. Однако другие, например, древнейший малый пингвин Eudyptula wilsonae и ископаемый хохлатый пингвин Eudyptes atatu, отличались скромными размерами.
Команда палеонтологов, которую возглавил Тацуро Андо (Tatsuro Ando) из Палеонтологического музея Асёро, пополнила список древних новозеландских пингвинов еще одним видом. В центре внимания исследователей оказались три окаменевшие птичьи кости, обнаруженные в 1987 году на Южном острове Новой Зеландии и с тех пор хранившиеся в геологическом музее Университета Отаго. Их возраст составлял около 24 миллионов лет, что соответствует позднему олигоцену.
Андо и его коллеги выяснили, что окаменелости представляют собой плечевую, лучевую и бедренную кости, обладателем которых был пингвин неизвестного ранее вида и рода. Он получил название Pakudyptes hakataramea. Родовое имя является комбинацией из маорийского слова «paku» («маленький») и греческого «dyptes» (оно встречается в названиях многих родов пингвинов). Видовое имя отсылает к долине Хакатарамеа, где были найдены остатки древней птицы.
По оценке исследователей, P. hakataramea достигал 40-45 сантиметров в длину и 30-35 сантиметров в высоту. Это сравнимо с размерами современных малых пингвинов (Eudyptula) и миоценовых Eretiscus tonnii. Таким образом, P. hakataramea был одним из самых мелких представителей отряда в истории. Находка этого вида иллюстрирует всплеск разнообразия пингвинов на рубеже олигоцена и миоцена, который произошел вслед за масштабной перестройкой экосистем в позднем эоцене — раннем олигоцене.
Предполагается, что P. hakataramea относился к стволовой группе отряда Sphenisciformes. Его ближайшими родственниками были представители вымерших родов Platydyptes, Palaeospheniscus, Eretiscus и Marplesornis. При этом в строении крыла у P. hakataramea сочетались прогрессивные и архаичные черты. В частности, плечевой сустав у него был почти таким же, как у современных пингвинов, а локтевой — как у более древних видов. По словам авторов, P. hakataramea демонстрирует, как крылья пингвинов постепенно превращались во все более подходящие для плавания ласты. В то же время микроанатомия костей данного вида указывает, что он хорошо нырял, хотя, скорее всего, предпочитал охотиться на мелководьях, подобно ныне живущим малым пингвинам.
Несколько лет назад зоологи установили, что общий предок всех современных пингвинов жил в прохладных водах Австралии или Новой Зеландии около 21,9 миллиона лет назад. Со своей родины эти птицы постепенно расселялись по Южному полушарию, чему способствовало открытие пролива Дрейка и усиление Антарктического циркумполярного течения.
Ни одного выдерживающего критики аргумента в пользу этой гипотезы не нашлось
Палеонтологи опровергли гипотезу о том, что прототипом мифического грифона были динозавры протоцератопсы, скелеты которых якобы находили жители Центральной Азии во время поисков золота. Изучив аргументы в пользу этой идеи, исследователи не нашли среди них ни одного, выдерживающего критику. Например, образ грифона, скорее всего, попал в Древнюю Грецию не из Центральной Азии, а с Ближнего Востока. А древние кочевники вряд ли могли заметить скелет протоцератопса и достаточно профессионально его обработать, чтобы получить хотя бы минимальное представление о его обладателе. Кроме того, между грифоном и протоцератопсом оказалось слишком мало общего: только клюв, похожий на орлиный, и четвероногость. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Interdisciplinary Science Reviews.