Вакцина от лихорадки Ласса защитила обезьян от нескольких штаммов вируса

Исследователи из Института Пастера опубликовали в Science Translational Medicine работу, посвященную эффективности созданной ими вакцины от нескольких эволюционных линий вируса Ласса. Они иммунизировали обезьян вакциной, на основе антигенов IV линии вируса и обнаружили, что она дает перекрестную защиту от вирусов II и VII линий. T-клеточный иммунитет остался активен спустя год после вакцинации.

Вирус Ласса эндемичен для Западной Африки, где его переносят грызуны. Во время сухого сезона их популяция перемещается ближе к жилищу человека, и при контакте с пометом грызунов люди заражаются лихорадкой Ласса. Ее симптомы похожи на симптомы остальных геморрагических лихорадок: язвенно-некротический фарингит, высокая температура тела, тошнота, диарея, сыпь, геморрагии. Большинство заболевших при адекватном лечении выздоравливают (умирают 15 процентов госпитализированных пациентов). У трети больных после выздоровления ухудшается слух, иногда необратимо.

Избежать серьезных последствий для здоровья людей можно было бы вакцинированием, но при создании вакцин у ученых возникли проблемы. У вируса Ласса много штаммов, которых разделяют на семь эволюционных линий, специфичных для определенной области. Они сильно отличаются по строению двух основных антигенов вируса — нуклеопротеида и гликопротеида. Сейчас нет одобренной для использования у людей вакцины против вируса Ласса, а все разработанные до этого времени вакцины не смогли продемонстрировать длительного иммунитета в исследованиях у обезьян.

Группа вирусологов во главе с Сильвен Бэз (Sylvain Baize) из Института Пастера разработала вакцину MeV-NP на основе рекомбинантного вируса кори, несущего в себе информацию о нуклеопротеиде и гликопротеиде одного из штаммов вируса Ласса (Josiah, IV линия). Сейчас вакцина проходит первую фазу клинических испытаний. Ученые решили проверить, защищает ли однократное введение MeV-NP от других штаммов вируса Ласса, в частности от II и VII. В эксперименте макак разделили на две группы по шесть животных: одну из них вакцинировали MeV-NP, а другой ввели плацебо. Через месяц трем животным из каждой группы ввели бенинский штамм вируса Ласса (VII линия), а другим трем — нигерийский штамм (II линия).

У иммунизированных животных практически не наблюдалось симптомов заболевания (кроме легкой дегидратации и уменьшения мышечного тонуса), в то время как у обезьян, получивших плацебо, регистрировался подъем температуры и кровотечения. Также у животных измерили вирусную нагрузку в крови и носоглотке с помощью ПЦР. Оказалось, что у иммунизированных животных вирусная нагрузка быстро снижалась, а у животных из группы контроля достигала больших пиков и не снижалась до момента смерти или эвтаназии.

Спустя год после иммунизации у обезьян, получивших вакцину, еще наблюдался иммунный ответ T-клеток на антигены вируса Ласса (p < 0,05).

Вакцина MeV-NP от вируса Ласса показала свою безопасность в предыдущих исследованиях, а также оказалась эффективна против нескольких линий вируса. Ученые сообщили, что сейчас проходит первая фаза ее клинических испытаний, и идет подготовка ко второй.

Недавно мы писали о вакцине от еще одной геморрагической лихорадке, вызываемой вирусом Денге. Для ее введения использовали более эффективный, по сравнению с обычной инъекцией, метод введения — пластырь с микроиглами. Такой способ доставки вакцины позволяет достичь хорошего иммунного ответа при однократной дозе.

Инфекция в пожилом возрасте повысила риск развития деменции