Генетики объяснили голубоглазость хаски

Хаски обзавелись голубыми глазами в результате удвоения участка генома, сообщается в PLoS Genetics. Проанализировав геномы более трех тысяч собак генетики убедились, что у голубоглазых собак в 18 хромосоме есть повтор участка ДНК длиной 98,6 тысяч пар оснований.

У людей голубой цвет глаз впервые появился у древних европейцев и был связан с мутациями в гене белка OCA2, который контролирует транспорт соединения-предшественника меланина в радужку глаза. Как голубые глаза появились у собак, до сих пор изучено плохо. У некоторых пород, таких как вельш-корги или бордер-колли, глаза изредка бывают голубого цвета и это связано с мутациями в генах PMEL17 и MITF. Эти гены кодируют белки, регулирующие развитие меланоцитов — клеток, содержащих меланин. Но эти мутации влияют не только на цвет глаз, но и на окрас, который у голубоглазых собак бывает пегим или мраморным. Однако иногда (у сибирских хаски — часто, и изредка — у австралийских овчарок) появление голубых глаз не связано с изменением окраса.

Специалисты из американского стартапа Embark Veterinary под руководством Аарона Самза (Aaron Sams) решили выяснить, какие мутации приводят к появлению у собак голубых глаз, но не к изменению окраса. Исследователи, которые специализируются на проведении ДНК-тестов домашних питомцев, провели панельное исследование 3180 собак разных пород.

Они обнаружили два участка в геноме, которые ассоциировались с голубыми глазами или с гетерохромией. Это были уже изученные мутации в гене MITF, а также тандемная дупликация 98,6 тысяч пар нуклеотидов в хромосоме 18. Повтор участка генома называется тандемной дупликацией, если повторяющиеся участки следуют один за другим. Мутации в хромосоме 18 предсказывали не только голубой цвет глаз, но и гетерохромию — разный цвет радужки правого и левого глаза.

Ранее исследователи выяснили, что ездовые собаки, к которым относятся и хаски, лучше, чем ретриверы и гончие справляются с аэробными нагрузками. Возможно, хорошая физическая форма ездовых собак связана с наименьшими различиями в генотипе древних пород и волков.

Долгую учебу связали с замедлением когнитивного спада при семейной болезни Альцгеймера