Насечки на каменном диске назвали древней звездной картой

Артефакт датируется II или I тысячелетием до нашей эры

Итальянские ученые изучили расположение насечек на каменном диске, обнаруженном в древнем городище Рупинпикколо, и пришли к выводу, что, возможно, этот предмет представляет собой звездную карту. Исследователи предположили, что 28 точек соответствуют астеризмам из созвездий Скорпиона, Ориона, Тельца и Кассиопеи. Точный возраст артефакта остается неизвестным, но его нашли на памятнике, относящемся к 1800–400 годам до нашей эры. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Astronomische Nachrichten.

В эпоху бронзы на полуострове Истрия появилась кастельерская археологическая культура, получившая свое название благодаря большому количеству укрепленных поселений «кастельере» (в переводе — «маленький замок»), которые обычно древние жители этой местности возводили на вершинах холмов. По данным археологов, эти городища возникли между 1800 и 1650 годами до нашей эры и оставались заселены примерно до 400 года до нашей эры. Среди находок из памятников кастельерской культуры известны каменные диски диаметром около полуметра, назначение которых остается неизвестным, но предполагалось, что они, возможно, использовались в ритуальных целях.

Паоло Моларо (Paolo Molaro) из Астрономической обсерватории Триеста и Федерико Бернардини (Federico Bernardini) из Университета Ка-Фоскари заинтересовались одним из каменных дисков кастельерской культуры. Его обнаружили еще в 1970-е годы во время раскопок городища Рупинпикколо, расположенном рядом с итальяно-словенской границей. На этом предмете диаметром около 50 сантиметров и толщиной примерно 30 сантиметров, изготовленном из местного известняка, ученые заметили насечки, сделанные предметом, похожим на долото.

В общей сложности на диске присутствует 29 отметин: 24 на одной стороне и 5 на другой. По мнению Моларо и Бернардини, эти насечки, вероятно, расположены не случайно и образуют несколько групп. Они провели статистический анализ и сравнили расположение точек со звездными скоплениями, которые в древности были видны из местности, где нашли каменный диск. По данным исследователей, 28 из 29 отметин хорошо совпадают с несколькими легко различимыми группами звезд (астеризмами) из созвездий Скорпиона, Ориона, Тельца (астеризм Плеяды) и Кассиопеи.

Лишь одна из отметин не соответствовала ни одной из ярких звезд предполагаемых скоплений. Однако ученые изложили идею, озвученную астрономом Алессандро Брессаном (Alessandro Bressan), что точка может изображать ныне несуществующую звезду из созвездия Ориона, которая, например, взорвалась как сверхновая или коллапсировала в черную дыру без вспышки (неудавшаяся сверхновая).

Возраст обнаруженного каменного диска остается неопределенным. Поселение, в котором его нашли, существовало между 1800–1650 и 400 годами до нашей эры. Археологи склоняются к тому, что артефакт относится к ранней фазе существования городища, но полной уверенности в этом нет. Тем не менее, если выводы авторов верны, то это одна из древнейших известных звездных карт.

О различных событиях, происходивших в космосе многие тысячи лет назад, иногда можно узнать, если проанализировать древнюю древесину. Например, мы рассказывали о сверхмощной солнечной вспышке, произошедшей 14300 или 14299 лет назад, следы которой сохранились в остатках сосен ледникового периода из Французских Альп.

Китайцы попробовали остатки 2300-летнего алкогольного напитка