Анализ ДНК показал, что в ней покоились близкие родственники
Палеогенетики секвенировали ДНК четырех человек, кости которых нашли в одной скальной гробнице времен правления династии Восточная Хань. По всей видимости, в ней покоились останки мужчины и его трех детей: двух сыновей и одной дочери. Исследователи установили, что эти люди генетически похожи на более древних жителей бассейна реки Хуанхэ. Возможно, это говорит о том, что традицию сооружать скальные гробницы в бассейн реки Янцзы и ее притоков принесли мигранты с севера. Результаты этого исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.
Начиная с эпохи династии Западная Хань (206 год до нашей эры — 8 год нашей эры) и до периода правления династии Мин (1368–1644 годы нашей эры), в бассейне реки Янцзы и ее притоков существовала практика захоронения людей в гробницах, вырубленных в скалах. Однако до сих пор нет ясности в том, как возникла эта традиция и что за людей хоронили в таких некрополях. По одной из версий, скальные гробницы в этом регионе появились под влиянием населения Центральной равнины. По другой — эта традиция выросла из культуры древнего населения юга Китая.
С 2017 года археологи исследовали погребальный комплекс Хунхуа, обнаруженный в провинции Сычуань. Он состоит из шести скальных гробниц, относящихся ко временам правления династии Восточная Хань (25–220 годы нашей эры), пять из которых ученые полностью раскопали. В одной из гробниц (номер четыре) археологи обнаружили останки нескольких человек, исследованию которых посвятили новую работу Чжан Янь (Yan Zhang) из Института культурного наследия и археологии провинции Сычуань и ее коллеги из нескольких китайских организаций. Антропологи определили, что кости принадлежали как минимум пяти взрослым людям, трое из которых умерли в возрасте 25–30 лет.
Для генетического анализа ученые отобрали образцы четырех человек, трое из которых оказались мужчинами. Исследователи определили, что двое мужчин и одна женщина были носителями одной и той же митохондриальной гаплогруппы D4h1c, которая сегодня в основном распространена на севере Восточной Азии (в том числе у ханьцев). Еще один человек был носителем митохондриальной гаплогруппы G2a1d2, которая встречается в современных популяциях Юго-Восточной Азии. Все трое мужчин оказались представителями одной Y-хромосомной гаплогруппы — O1a1a2a-CTS52, которая распространена у современных жителей юга Китая, включая дайцев и южных ханьцев.
Анализ ядерных геномов показал, что все четверо приходились друг другу родственниками первого поколения. Учитывая их материнские и отцовские линии, исследователи пришли к выводу, что, скорее всего, единственный мужчина с митохондриальной гаплогруппой G2a1d2 был отцом трех оставшихся индивидов. Это свидетельствует о том, что скальные гробницы представляли собой семейные усыпальницы.
Затем исследователи обратились к популяционному анализу. Метод главных компонент показал, что люди из гробницы памятника Хунхуа генетически близки к древним популяциям, проживавшим на севере Китая, и заметно отличаются от известных древних жителей юга Китая. Это подтвердил и анализ предковых компонент, который указал на то, что происхождение этих людей можно смоделировать из земледельцев позднего неолита, населявших бассейн реки Хуанхэ. Полученный результат, по мнению ученых, говорит о том, что традицию сооружать для покойных скальные гробницы в бассейн реки Янцзы и ее притоков принесли мигранты с севера.
В Древнем Китае хоронили не только в скальных гробницах. Например, недавно в провинции Ганьсу археологи раскопали яму, в которой стояли пять колесниц. А под ними — останки семи человек, которых похоронили в I тысячелетии до нашей эры.
Он жил около 17 тысяч лет назад
Группа ученых изучила останки ребенка, погребение которого раскопали в итальянской пещере Мура. Исследователи определили, что они принадлежали мальчику, который около 17 тысяч лет назад умер в возрасте 7,5–18 месяцев. Генетический анализ показал, что ребенок входил в ту же популяцию, что и другие охотники-собиратели эпиграветтской культуры, которые заселили Апеннинский полуостров после окончания максимума последнего оледенения. Однако этот геном выделялся на фоне многих других известных кроманьонцев той эпохи тем, что родители мальчика приходились друг другу достаточно близкими биологическими родственниками, например двоюродными братом и сестрой. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.