Древнекитайская скальная гробница оказалась семейной усыпальницей

Анализ ДНК показал, что в ней покоились близкие родственники

Палеогенетики секвенировали ДНК четырех человек, кости которых нашли в одной скальной гробнице времен правления династии Восточная Хань. По всей видимости, в ней покоились останки мужчины и его трех детей: двух сыновей и одной дочери. Исследователи установили, что эти люди генетически похожи на более древних жителей бассейна реки Хуанхэ. Возможно, это говорит о том, что традицию сооружать скальные гробницы в бассейн реки Янцзы и ее притоков принесли мигранты с севера. Результаты этого исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

Начиная с эпохи династии Западная Хань (206 год до нашей эры — 8 год нашей эры) и до периода правления династии Мин (1368–1644 годы нашей эры), в бассейне реки Янцзы и ее притоков существовала практика захоронения людей в гробницах, вырубленных в скалах. Однако до сих пор нет ясности в том, как возникла эта традиция и что за людей хоронили в таких некрополях. По одной из версий, скальные гробницы в этом регионе появились под влиянием населения Центральной равнины. По другой — эта традиция выросла из культуры древнего населения юга Китая.

С 2017 года археологи исследовали погребальный комплекс Хунхуа, обнаруженный в провинции Сычуань. Он состоит из шести скальных гробниц, относящихся ко временам правления династии Восточная Хань (25–220 годы нашей эры), пять из которых ученые полностью раскопали. В одной из гробниц (номер четыре) археологи обнаружили останки нескольких человек, исследованию которых посвятили новую работу Чжан Янь (Yan Zhang) из Института культурного наследия и археологии провинции Сычуань и ее коллеги из нескольких китайских организаций. Антропологи определили, что кости принадлежали как минимум пяти взрослым людям, трое из которых умерли в возрасте 25–30 лет.

Для генетического анализа ученые отобрали образцы четырех человек, трое из которых оказались мужчинами. Исследователи определили, что двое мужчин и одна женщина были носителями одной и той же митохондриальной гаплогруппы D4h1c, которая сегодня в основном распространена на севере Восточной Азии (в том числе у ханьцев). Еще один человек был носителем митохондриальной гаплогруппы G2a1d2, которая встречается в современных популяциях Юго-Восточной Азии. Все трое мужчин оказались представителями одной Y-хромосомной гаплогруппы — O1a1a2a-CTS52, которая распространена у современных жителей юга Китая, включая дайцев и южных ханьцев.

Анализ ядерных геномов показал, что все четверо приходились друг другу родственниками первого поколения. Учитывая их материнские и отцовские линии, исследователи пришли к выводу, что, скорее всего, единственный мужчина с митохондриальной гаплогруппой G2a1d2 был отцом трех оставшихся индивидов. Это свидетельствует о том, что скальные гробницы представляли собой семейные усыпальницы.

Затем исследователи обратились к популяционному анализу. Метод главных компонент показал, что люди из гробницы памятника Хунхуа генетически близки к древним популяциям, проживавшим на севере Китая, и заметно отличаются от известных древних жителей юга Китая. Это подтвердил и анализ предковых компонент, который указал на то, что происхождение этих людей можно смоделировать из земледельцев позднего неолита, населявших бассейн реки Хуанхэ. Полученный результат, по мнению ученых, говорит о том, что традицию сооружать для покойных скальные гробницы в бассейн реки Янцзы и ее притоков принесли мигранты с севера.

В Древнем Китае хоронили не только в скальных гробницах. Например, недавно в провинции Ганьсу археологи раскопали яму, в которой стояли пять колесниц. А под ними — останки семи человек, которых похоронили в I тысячелетии до нашей эры.

В Польше раскопали погребение знатной женщины вельбарской культуры