Японские инженеры предложили оснащать беспилотные автомобили подвижными глазами. Они позволяют машине показывать зрительным контактом, что она увидела пешехода и готова его пропустить, подобно тому, как это делают водители. Статья была представлена на конференции AutomotiveUI 2022.
Пока в подавляющем большинстве беспилотных автомобилей есть руль и водитель-испытатель за ним, но конечная цель разработчиков — создание полностью автономных машин. При этом таким машинам придется взаимодействовать с людьми: не только своими пассажирами, но и окружающими водителями и пешеходами. Например, часто на пешеходном переходе или на перекрестке пешеходы и водители не могут понять, пропускает ли их водитель или нет. И чаще всего люди просто показывают зрительным контактом или жестами, что готовы пропустить другого человека на дороге. Беспилотным автомобилям такие способы недоступны, поэтому инженеры уже несколько лет разрабатывают альтернативы.
Самый очевидный способ — просто закрепить на автомобиле экран и выводить на него сообщения для пешеходов. Так планировали делать Google и Uber и делала на практике Drive.ai. Также некоторые компании испытывали систему световых сигналов, причем оказалось, что их эффективность зависит от цвета и лучше всего подходит бирюзовый.
Инженеры из Токийского университета под руководством Такео Игараси (Takeo Igarashi) предложили буквальным образом повторить взаимодействие людей, оснащая беспилотные автомобили глазами для зрительного контакта. Идея авторов заключается в том, что если беспилотный автомобиль не распознал и не следит за пешеходом, это показывает тому, что не стоит переходить дорогу, потому что машина не собирается его пропускать.
От редактора
Авторы исследования предлагают использовать отвернутые глаза, чтобы показать пешеходу, что автомобиль его не распознал. Но для современных беспилотных автомобилей распознавание пешехода даже за десятки метров от него — простая и отработанная задача, поэтому само обоснование и некоторые приведенные авторами примеры выглядят нереалистично. Тем не менее, авторы разработали интересный способ взаимодействия между машинами и людьми.
Инженеры собрали пару больших искусственных глаз, которые могут смотреть прямо, влево или вправо. Они закрепили их на бампере машины для гольфа. Авторы использовали 360-градусную камеру и записали ролики, в которых пешеход пересекает улицу перед «беспилотным» автомобилем (на самом деле он управлялся вручную). Во время этих записей было по две пары сценариев: два в которых, автомобиль не был оснащен глазами, но собирался или не собирался пропустить человека, и два сценария с глазами (показывающими намерения) и аналогичными исходами.
Эксперименты проходили на 18 добровольцах в виртуальной реальности. Им показывали ролики и просили подать команду на остановку, если они считали, что автомобиль не собирается их пропускать, и не делать ничего, если собирается. Оказалось, что когда машина не была оснащена глазами, участники неправильно интерпретировали намерения машины в половине случаев (50,56 процента), а с глазами этот показатель падал до 29,44 процента. Таким образом, заключают авторы, искусственные глаза могут снижать вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием беспилотных автомобилей и пешеходов.
Компании, создающие беспилотные автомобили, разрабатывают и приспособления на случае, если избежать столкновения с пешеходом не удалось. Так, в начале года Nuro представила новую версию беспилотного доставщика с внешней подушкой безопасности.
Григорий Копиев
Компания планирует к 2027 году перейти к поездкам без водителя-испытателя
Яндекс планирует вернуть в Москву беспилотные такси. К концу 2026 года автопарк будет составлять около 150 новых автомобилей, а к концу 2027 года ожидается уже около 300 машин. Кроме того, компания планирует расширить беспилотный автопарк для грузоперевозок: сейчас их уже 50 единиц, но к концу 2026 года будет около ста (сборкой беспилотных грузовиков занимается компания «Автомобильное моторное общество»). Также ожидается, что принятие в будущем Федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволит к концу 2027 года перейти к перевозкам грузов и пассажиров без водителя-испытателя в салоне автомобиля. Об этом представители компании рассказали на Yandex Physical AI Conf.