Беспилотным автомобилям предложили общаться с пешеходами взглядом

Японские инженеры предложили оснащать беспилотные автомобили подвижными глазами. Они позволяют машине показывать зрительным контактом, что она увидела пешехода и готова его пропустить, подобно тому, как это делают водители. Статья была представлена на конференции AutomotiveUI 2022.

Пока в подавляющем большинстве беспилотных автомобилей есть руль и водитель-испытатель за ним, но конечная цель разработчиков — создание полностью автономных машин. При этом таким машинам придется взаимодействовать с людьми: не только своими пассажирами, но и окружающими водителями и пешеходами. Например, часто на пешеходном переходе или на перекрестке пешеходы и водители не могут понять, пропускает ли их водитель или нет. И чаще всего люди просто показывают зрительным контактом или жестами, что готовы пропустить другого человека на дороге. Беспилотным автомобилям такие способы недоступны, поэтому инженеры уже несколько лет разрабатывают альтернативы.

Самый очевидный способ — просто закрепить на автомобиле экран и выводить на него сообщения для пешеходов. Так планировали делать Google и Uber и делала на практике Drive.ai. Также некоторые компании испытывали систему световых сигналов, причем оказалось, что их эффективность зависит от цвета и лучше всего подходит бирюзовый.

Инженеры из Токийского университета под руководством Такео Игараси (Takeo Igarashi) предложили буквальным образом повторить взаимодействие людей, оснащая беспилотные автомобили глазами для зрительного контакта. Идея авторов заключается в том, что если беспилотный автомобиль не распознал и не следит за пешеходом, это показывает тому, что не стоит переходить дорогу, потому что машина не собирается его пропускать.

От редактора

Авторы исследования предлагают использовать отвернутые глаза, чтобы показать пешеходу, что автомобиль его не распознал. Но для современных беспилотных автомобилей распознавание пешехода даже за десятки метров от него — простая и отработанная задача, поэтому само обоснование и некоторые приведенные авторами примеры выглядят нереалистично. Тем не менее, авторы разработали интересный способ взаимодействия между машинами и людьми.

Инженеры собрали пару больших искусственных глаз, которые могут смотреть прямо, влево или вправо. Они закрепили их на бампере машины для гольфа. Авторы использовали 360-градусную камеру и записали ролики, в которых пешеход пересекает улицу перед «беспилотным» автомобилем (на самом деле он управлялся вручную). Во время этих записей было по две пары сценариев: два в которых, автомобиль не был оснащен глазами, но собирался или не собирался пропустить человека, и два сценария с глазами (показывающими намерения) и аналогичными исходами.

Эксперименты проходили на 18 добровольцах в виртуальной реальности. Им показывали ролики и просили подать команду на остановку, если они считали, что автомобиль не собирается их пропускать, и не делать ничего, если собирается. Оказалось, что когда машина не была оснащена глазами, участники неправильно интерпретировали намерения машины в половине случаев (50,56 процента), а с глазами этот показатель падал до 29,44 процента. Таким образом, заключают авторы, искусственные глаза могут снижать вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием беспилотных автомобилей и пешеходов.

Компании, создающие беспилотные автомобили, разрабатывают и приспособления на случае, если избежать столкновения с пешеходом не удалось. Так, в начале года Nuro представила новую версию беспилотного доставщика с внешней подушкой безопасности.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Французы представили концепт пилотируемого одноместного мультикоптера Zapata Airscooter

С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов

Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.