Японские инженеры предложили оснащать беспилотные автомобили подвижными глазами. Они позволяют машине показывать зрительным контактом, что она увидела пешехода и готова его пропустить, подобно тому, как это делают водители. Статья была представлена на конференции AutomotiveUI 2022.
Пока в подавляющем большинстве беспилотных автомобилей есть руль и водитель-испытатель за ним, но конечная цель разработчиков — создание полностью автономных машин. При этом таким машинам придется взаимодействовать с людьми: не только своими пассажирами, но и окружающими водителями и пешеходами. Например, часто на пешеходном переходе или на перекрестке пешеходы и водители не могут понять, пропускает ли их водитель или нет. И чаще всего люди просто показывают зрительным контактом или жестами, что готовы пропустить другого человека на дороге. Беспилотным автомобилям такие способы недоступны, поэтому инженеры уже несколько лет разрабатывают альтернативы.
Самый очевидный способ — просто закрепить на автомобиле экран и выводить на него сообщения для пешеходов. Так планировали делать Google и Uber и делала на практике Drive.ai. Также некоторые компании испытывали систему световых сигналов, причем оказалось, что их эффективность зависит от цвета и лучше всего подходит бирюзовый.
Инженеры из Токийского университета под руководством Такео Игараси (Takeo Igarashi) предложили буквальным образом повторить взаимодействие людей, оснащая беспилотные автомобили глазами для зрительного контакта. Идея авторов заключается в том, что если беспилотный автомобиль не распознал и не следит за пешеходом, это показывает тому, что не стоит переходить дорогу, потому что машина не собирается его пропускать.
От редактора
Авторы исследования предлагают использовать отвернутые глаза, чтобы показать пешеходу, что автомобиль его не распознал. Но для современных беспилотных автомобилей распознавание пешехода даже за десятки метров от него — простая и отработанная задача, поэтому само обоснование и некоторые приведенные авторами примеры выглядят нереалистично. Тем не менее, авторы разработали интересный способ взаимодействия между машинами и людьми.
Инженеры собрали пару больших искусственных глаз, которые могут смотреть прямо, влево или вправо. Они закрепили их на бампере машины для гольфа. Авторы использовали 360-градусную камеру и записали ролики, в которых пешеход пересекает улицу перед «беспилотным» автомобилем (на самом деле он управлялся вручную). Во время этих записей было по две пары сценариев: два в которых, автомобиль не был оснащен глазами, но собирался или не собирался пропустить человека, и два сценария с глазами (показывающими намерения) и аналогичными исходами.
Эксперименты проходили на 18 добровольцах в виртуальной реальности. Им показывали ролики и просили подать команду на остановку, если они считали, что автомобиль не собирается их пропускать, и не делать ничего, если собирается. Оказалось, что когда машина не была оснащена глазами, участники неправильно интерпретировали намерения машины в половине случаев (50,56 процента), а с глазами этот показатель падал до 29,44 процента. Таким образом, заключают авторы, искусственные глаза могут снижать вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием беспилотных автомобилей и пешеходов.
Компании, создающие беспилотные автомобили, разрабатывают и приспособления на случае, если избежать столкновения с пешеходом не удалось. Так, в начале года Nuro представила новую версию беспилотного доставщика с внешней подушкой безопасности.
Григорий Копиев
Испытания подтвердили стабильную работу бортовых систем
Состоялся первый полет опытного образца российского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета Ил-96-400М. Согласно опубликованному на сайте Объединенной авиастроительной корпорации сообщению, в ходе испытательного полета, который продолжался 26 минут и проходил на высоте до двух километров на скоростях до 390 километров в час, проверялись управляемость самолета, его устойчивость, а также работоспособность бортовых систем, силовой установки и радиотехнических средств захода на посадку.