Топоры и тесла из Карелии в эпоху энеолита оценили в Северо-Восточной Европе

Археологи исследовали каменные артефакты, обнаруженные на стоянке Фофаново XIII в Карелии. Они считают, что топоры и тесла, изготовленные на берегу Онежского озера, в IV–III тысячелетии до нашей эры выступали средством обмена. Такие изделия встречаются в радиусе тысячи километров от мастерской, где их сделали, и, вероятно, использовались в ритуальных целях и для обозначения социального статуса владельца. Результаты исследования представлены в журнале Antiquity.

На территории Карелии в эпоху энеолита (конец IV–III тысячелетие до нашей эры) существовала группа стоянок охотников, рыболовов и собирателей, которые сохранили традиции изготовления керамики и каменных орудий эпохи неолита. Однако в этот период местное население освоило также обработку самородной меди. Керамика в этот период характеризуется ямочно-гребенчатым орнаментом. Производство и обработка меди наиболее хорошо изучены на стоянке Пегрема—1, где были обнаружены печь для выплавки, обломок тигелька, а также медные изделия. Кроме того, археологи обнаружили стоянки-мастерские по изготовлению каменных рубящих орудий, относящихся к русско-карельскому типу, которые располагались на западном побережье Онежского озера, главным образом в устье реки Шуи.

Самую крупную из подобных стоянок-мастерских нашли в 1999 году в низовьях реки Шуи — Фофаново XIII. На площади около 40 тысяч квадратных метров археологи раскопали культурный слой толщиной около 50–80 сантиметров. Этот комплекс интерпретировали как стоянку-мастерскую по изготовлению рубящих орудий. Никаких свидетельств постоянного проживания здесь людей найдено не было. Помимо каменных орудий, 26 янтарных предметов и керамики ученые обнаружили здесь коллекцию необожженных костей животных, что является редкостью для региона, так как карельские почвы почти не позволяют сохраниться органике.

Алексей Тарасов (Alexey Tarasov) из Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН и Керкко Нордквист (Kerkko Nordqvist) из Хельсинского университета исследовали материальную культуру охотников, рыболовов и собирателей IV–III тысячелетия до нашей эры, проживавших в Северо-Восточной Европе. Ученые использовали для анализа материалы, полученные на стоянке Фофаново XIII, которая расположена на западном берегу Онежского озера.

Большинство карельских орудий были изготовлены из метаморфических горных пород зеленого цвета, имеющих высокое содержание кремнезема. Это сырье встречается в небольшой области на юго-западном побережье Онежского озера. В ходе раскопок мастерской Фофаново XIII археологи обнаружили около 350 тысяч предметов, большая часть из которых (84 процента) были заготовками топоров и тесел. Кроме того, здесь нашли более десяти тысяч керамических черепков от 200 сосудов, а также подвески из янтаря, куски асбеста, медные изделия и кости пресноводных рыб. Эта стоянка использовалась между 3500 и 3000 годами до нашей эры.

Готовые инструменты карельского типа были обнаружены археологами в радиусе тысячи километров от западного побережья Онежского озера. Самые отдаленные находки сделаны в финской Лапландии и Татарстане, то есть на расстоянии около 1900 километров друг от друга. Топоры, по всей видимости, использовались в ритуалах и обозначали высокий социальный статус владельца. Археологи отметили, что карельские артефакты выступают одним из свидетельств специализированного производства и обмена на большие расстояния с участием охотников, рыболовов и собирателей в IV–III тысячелетии до нашей эры в Северо-Восточной Европе.

Ранее на N + 1 рассказывали о других карельских древностях. Так, под Петрозаводском археологи нашли в погребении взрослого мужчины медно-каменного века 140 янтарных украшений, а ученые из России и Финляндии экспериментально воспроизвели музыку мезолитических охотников с помощью лосиных зубов.

У берегов Аляски обнаружили 3000-летнюю циновку