Яндекс представил прототип небольшого автономного робота-доставщика Яндекс.Ровер. Он оснащен лидаром и камерами, позволяющими ему ездить как днем, так и ночью, а алгоритмы управления основаны на наработках из проекта беспилотных автомобилей. Компания уже тестирует несколько роботов на территории своей штаб-квартиры в Москве, а в будущем может добавить опцию доставки роботом-курьером в Яндекс.Еду, Беру и другие сервисы, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1.
Доставка товаров между заводами и складами обычно происходит оптом и на больших грузовиках. Этап доставки со склада непосредственно к клиенту считается гораздо более затратным, потому что товары приходится развозить индивидуально. В последние несколько лет стартапы и крупные ритейлеры, такие как Amazon, начали тестировать небольших роботов-доставщиков, способных автономно перевозить посылки, передвигаясь по тротуару, тем самым заменяя курьеров. Некоторые компании даже используют связку из роботов нескольких типов, отвечающих за разные этапы доставки на «последней миле».
Яндекс представил прототип собственного робота для замены курьеров. В нем используется классическая для таких роботов конструкция с тремя парами колес и вертикальной загрузкой посылки. Для этого в верхней части робота установлен люк, открыть который могут только работник компании и клиент, использующий мобильное приложение для разблокировки. Высота робота составляет около полуметра.
Одно из отличий Яндекс.Ровера от аналогов заключается в том, что для навигации он использует не только камеры, но и лидар, установленный на небольшом выступе сверху. Это позволяет роботу более точно распознавать объемные препятствия вокруг, а также работать ночью. Ранее роботов-доставщиков с лидарами представили Alibaba, FedEx и Postmates. Робот умеет распознавать статичные и динамичные препятствия, например, пешеходов, и прокладывать маршрут в объезд. При этом он рассчитан только на движение по тротуарам, а также требует составлять высокоточную карту местности, как и беспилотные автомобили. Компания отмечает, что в проекте робота были использованы многие наработки из проекта беспилотных автомобилей.
Яндекс уже начал тестировать робокурьеров на территории своей штаб-квартиры в московском районе Хамовники, причем роботы ездят по общедоступной территории. Во время тестирования роботы доставляют документы от зданий основной штаб-квартиры до автобусов, развозящих документы по другим московским офисам компании. В будущем Яндекс планирует протестировать роботов в сервисе Яндекс.Еда и онлайн-магазине Беру, а также допускает возможность продажи роботов-доставщиков другим компаниям.
В области роботов-доставщиков существуют и другие подходы. Например, в 2018 году эстонский стартап Cleveron представил небольшой беспилотный автомобиль размером около двух метров, способный передвигаться по дорогам. Его отличие от других подобных проектов, например, Nuro, заключается в том, что он способен самостоятельно перекладывать посылки в почтовые ящики с помощью роборуки.
Григорий Копиев
Он выдерживает температуру в 200 градусов Цельсия на протяжении 10 минут
Инженеры разработали термоустойчивый квадрокоптер FireDrone, он способен выдержать температуру в 200 градусов Цельсия в течение десяти минут. Это стало возможно благодаря тепловой защите на основе аэрогеля из полиимида, в которую заключены все внутренние компоненты дрона, включая электромоторы. Прототип оборудован инфракрасной камерой и термодатчиками, отслеживающими внутреннюю и внешнюю температуры. Благодаря устойчивости к высоким температурам дрон может пригодиться пожарным службам для разведки во время пожаров. Статья опубликована в журнале Advanced Intelligent Systems. Во время тушения пожаров пожарные службы отправляют на место происшествия разведывательные отряды, чтобы оценить ситуацию. Это создает риск для жизни и здоровья сотрудников спасательных служб, поэтому инженеры ищут возможность использовать для этой цели дроны, которые можно было бы отправить к источнику опасности вместо людей. С помощью беспилотников можно предварительно обследовать место происшествия и определить положение источников опасности, составить план местности и попытаться найти выживших. Однако для того, чтобы работать в непосредственной близости от источника высокой температуры, дрон должен обладать термозащитой. Инженеры под руководством Мирко Ковача (Mirko Kovač) из Имперского колледжа Лондона разработали прототип квадрокоптера FireDrone с термозащитой на основе армированного стеклотканью полиимидного аэрогеля — легкого пористого геля, который состоит в основном из воздушных полостей в полиимидной матрице с добавлением стекловолокна и силикатного аэрогеля. Благодаря этой защите дрон способен выдерживать температуру до 200 градусов Цельсия на протяжении десяти минут, при этом температура внутри корпуса не превышает 40 градусов. Помимо обычной RGB-камеры, дрон оборудован также камерой, снимающей в инфракрасном диапазоне для обнаружения источников высокой температуры, в условиях сильного задымления. Бортовая электроника один раз в секунду измеряет температуру снаружи и внутри термозащитного кожуха. Внутри дрона есть система охлаждения, которая построена на использовании эффекта понижения температуры при испарении сжиженного углекислого газа, который находится в картридже. При излишнем нагреве происходит открытие клапана и небольшие трубки распределяют газ для охлаждения внутренних компонентов. Термозащита дрона построена из плоских элементов толщиной 15 миллиметров, которые крепятся к раме из полиамида, образуя ромбокубооктаэдр. Корпус такой формы проще в изготовлении, чем корпус с изогнутыми элементами, при этом он имеет достаточный внутренний объем. Для отражения инфракрасного излучения от источников тепла снаружи дрон покрыт алюминиевой фольгой. Двигатели находятся в центральной части дрона, их вращение передается пропеллерам с помощью трансмиссии. Термозащиту разработчики испытали в тепловой камере, а также в тестовых полетах вблизи источников открытого пламени. Эти эксперименты подтвердили, что за счет тепловой изоляции с помощью аэрогеля и использования системы охлаждения удается значительно замедлить рост внутренней температуры. Кратковременно дрон способен выдержать температуру даже больше 1000 градусов, однако при этом начинают происходить структурные изменения корпуса за счет деформации аэрогеля. Для чистого полиимидного аэрогеля такая деформация наблюдается уже выше 200 градусов, но дополнительные армирующие добавки позволяют снизить этот эффект. Благодаря низкой теплопроводности дрон может использоваться также и при низких температурах. И если время работы дрона в условиях высокой температуры определяется размером резервуара с углекислым газом для системы охлаждения, то в случае полетов в условиях холода, внутренняя температура поддерживается на достаточном уровне за счет тепловыделения внутренних компонентов дрона. https://www.youtube.com/watch?v=pNp2T9Sx7xY Из множества существующих дронов, предназначенных для тушения пожаров с помощью воды или огнетушителей выделяется гексакоптер NIMBUS, разработанный специалистами из Университета Небраски-Линкольна. Вместо тушения уже разгоревшегося огня, он предназначен для создания новых контролируемых поджогов — одного из методов борьбы с пожарами. Для этого он оборудован системой сброса горящих шаров.