Инженеры Лаборатории реактивного движения NASA установили подвеску и колеса на новый марсоход, который должен отправиться на Марс в июле-августе 2020 года, говорится в сообщении на сайте лаборатории.
Пока еще не получивший собственное имя шестиколесный марсоход миссии «Марс-2020» разработан на основе конструкции ровера «Кьюриосити», который успешно работает на Марсе с августа 2012 года. Он, как и предшественник, будет садиться на планету с помощью «небесного крана», у него сходная конструкция колес и подвески, однако на нем будут установлены более совершенные научные приборы. В частности, на новом марсоходе будут стоять 23 камеры с лучшим разрешением и цветопередачей, его оснастят более совершенным буром, который будет способен получать керны скальной породы (бур «Кьюриосити» может получать только порошкообразные образцы). Керны планируется собирать в одной точке, откуда их должен будет забрать аппарат будущей марсианской миссии по доставки образцов на Землю. В путешествиях ровер будет сопровождать первый марсианский дрон.
В научные задачи «Марса-2020» входит поиск следов жизни на планете — до этого марсианские миссии были ориентированы в основном на поиск воды и ниш, потенциально пригодных для жизни в прошлом или настоящем. В рамках подготовки к будущим пилотируемым экспедициям аппарат проведет эксперимент по получению кислорода из марсианской атмосферы.
В настоящее время специалисты ведут сборку марсохода. Неделю назад, 13 июня, они установили штанги подвески и колеса на правый борт ровера, а сегодня — на левый. Штанги подвески («ноги», как их называют в лаборатории) представляют собой трубы из титанового сплава, которые изготавливаются по той же технологии, что и рамы для самых продвинутых велосипедов. Подвеска типа rocker-bogie позволяет аппарату преодолевать препятствия в два раза выше диаметра колеса, сохраняя при этом контакт всех колес с поверхностью. Кроме того, эта подвеска эффективно перераспределяет вес между сторонами аппарата при преодолении больших препятствий.
Шесть колес ровера диаметром 52,5 сантиметра сделаны из алюминия, каждое из них имеет 48 грунтозацепов и собственный электродвигатель. Передние и задние колеса, кроме того, могут поворачиваться, благодаря чему марсоход может развернуться на месте. Колеса, которые установлены на ровере сейчас — не «боевые», а точные копии. Их снимут после испытаний и заменят незадолго до старта в следующем году.
В течение следующих недель специалисты установят на ровер манипулятор, камеры и систему сбора образцов для будущей доставки на Землю.
Ровер отправится на Марс в период 17 июля по 5 августа 2020 года, посадка запланирована на 18 февраля 2021 года. Место посадки — 45-километровый кратер Езеро, который находится на западе равнина Исиды к северу от экватора. Это один из самых древних районов на Марсе, интересных с геологической точки зрения: в нем располагалась речная дельта. Предполагается, что в этой местности марсоход сможет найти как минимум пять различных типов пород, включая глинистые минералы и карбонаты, которые могли сохранить следы древней марсианской жизни.
На 2020 год также намечен старт миссии «ЭкзоМарс-2020» Европейского космического агентства и «Роскосмоса». Ученые отправят на Красную планету марсоход, названный в честь исследовательницы структуры ДНК Розалинд Франклин, и российскую посадочную платформу с приборами для мониторинга климата и радиации на планете. Место посадки этих аппаратов — плато Оксия в северном полушарии Марса, недалеко от экватора.
Сергей Кузнецов
Четыре двигателя отключились раньше времени
Компания SpaceX провела 6 августа 2023 года на стартовой площадке Starbase в Техасе статические огневые испытания прототипа первой ступени Super Heavy B9. Тест продлился 2,74 секунды вместо пяти запланированных, а четыре двигателя из 33 были преждевременно отключены, по словам комментатора в трансляции на официальном Youtube-канале компании. Во время испытания была впервые задействована новая система распыления воды для защиты стартового стола. Во время статического огневого теста предыдущего прототипа Super Heavy B7, который впоследствии участвовал в первом испытательном полете, завершившимся взрывом на высоте 39 километров, удалось протестировать одновременную работу 31 двигателя из 33. Сейчас компания активно готовится ко второй попытке вывести Starship на орбиту. 27 июня были проведены успешные испытания всех шести двигателей корабля Starship S25, а 28 июля состоялась проверка системы распыления воды для защиты стартового стола и инфраструктуры площадки во время будущих запусков Starship.