Ученые выбрали место посадки для «ЭкзоМарса-2020»

Рабочая группа по выбору места посадки для миссии «ЭкзоМарс» 2020 года определилась и рекомендовала посадить спускаемый аппарат на плато Оксия в северном полушарии Марса, недалеко от экватора, сообщает Европейское космическое агентство. Окончательное решение будет принято в середине 2019 года руководством ESA и «Роскосмоса». Помимо Оксии ученые обсуждали также возможность высадки в Долине Мавра — оба места несут следы воздействия воды и могли быть пригодны для жизни, но Оксия оказалась предпочтительнее с точки зрения безопасности посадки.

Программа «ЭкзоМарс» — совместный проект Европейского космического агентства (ESA) и «Роскосмоса». В рамках первого этапа программы в 2016 году к Марсу отправился орбитальный зонд TGO и спускаемый аппарат «Скиапарелли». Они успешно достигли Марса года и разделились: «Скиапарелли» должен был сесть на планету, но разбился, а TGO успешно вышел на орбиту. Второй этап планировался к запуску в 2018 году, но его перенесли на июль 2020 года. В рамках второй миссии планируется на перелетном модуле, разработанном ESA, доставить на Марс российский спускаемый аппарат, который опустит на поверхность стационарную автономную научную станцию и марсоход.

В качестве места возможной посадки рассматривались несколько вариантов, в марте 2017 года осталось два из них: плато Оксия (Oxia Planum) и Долина Мавра (Mawrth Vallis). Это относительно невысокие районы, где атмосфера достаточно плотная для эффективной работы парашютов. Кроме того, зона посадки (эллипс размером 120×19 километров) должна быть лишена крупных валунов, крутых склонов, поверхность не должна быть рыхлой — то есть аппарат не должен перекоситься при посадке, а марсоход должен нормально съехать по рампе и не перевернуться.

В обеих зонах, которые рассматривала рабочая группа, сохранилось множество следов геологической истории Марса, в особенности его влажного периода четыре миллиарда лет назад. Они лежат в области, где множество прорезанных водой русел в южных горных открываются на северные равнины. Поскольку для существования жизни необходима вода, такие районы могут быть самым вероятным местом на Марсе, где можно найти следы жизни.

Судя по данным орбитальной съемки, плато Оксия богато глинистыми минералами, которые формировались в присутствии воды. Кроме того, в регионе есть следы и вулканической активности, в некоторых районах лава покрыла минералы водной эпохи, а затем эрозия убрала вулканические породы, и сегодня они остаются такими же, как четыре миллиарда лет назад, поскольку не подверглись воздействию космической радиации и эрозии.

Зонд «ЭкзоМарс» должен быть запущен в период с 25 июля по 13 августа 2020 года с космодрома Байконур с помощью ракеты «Протон-М». Прибытие на Марс запланировано на 19 марта 2021 года. Подробнее об «ЭкзоМарсе» можно прочесть в нашем материале «Ищу тебя».

Станция «Чандраян-3» вышла на переходную траекторию к Луне