Европейское космическое агентство выбрало для ровера, который отправится на Марс в 2020 году в рамках российско-европейского проекта «ЭкзоМарс», имя Розалинд Франклин, исследовательницы структуры ДНК, которая умерла за несколько лет до вручения Нобелевской премии за это открытие. Об этом говорится в сообщении ESA.
Совместная программа ESA и «Роскосмоса» по исследованию Марса включает в себя две миссии. Первый этап программы начался в 2016 году, когда с космодрома Байконур была запущена станция «ЭкзоМарс-2016». Она состоит из научного орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) и демонстрационного спускаемого модуля «Скиапарелли», который разбился при посадке из-за ошибки программного обеспечения. Старт второй миссии «ЭкзоМарса» запланирован на июль 2020 года. На перелетном модуле, разработанном европейцами, планируется доставить на Марс российский спускаемый аппарат, который опустит на поверхность стационарную автономную научную станцию и марсоход массой около 350 килограммов.
Имя для марсохода «ЭкзоМарс-2020» выбирали
. Всего на него поступило более 36 тысяч заявок от граждан европейских государств, из которых жюри выбрало имя
, биофизика и рентгенографа, чьи снимки помогли Джеймсу Уотсону и Фрэнсису Крику сделать выводы о структуре ДНК. Директор ESA Ян Ворнер заявил, что «это имя напоминает нам, что потребность к исследованию заключена в наших генах, а наука — в нашей ДНК».
В ноябре прошлого года рабочая группа по выбору места посадки для миссии «ЭкзоМарс» рекомендовала посадить спускаемый аппарат на плато Оксия в северном полушарии Марса, недалеко от экватора. Окончательное решение будет принято в середине 2019 года руководством ESA и «Роскосмоса». Все новости о проекте можно увидеть в нашей теме «ЭкзоМарс».
Ольга Добровидова
Это связано с ускорением вращения Марса вокруг своей оси
Планетологи оценили скорость уменьшения продолжительности марсианских суток, которая составила долю миллисекунды в год и вызвана ускорением вращения планеты, а также уточнили размеры ядра Марса. Это удалось сделать благодаря радиоэксперименту RISE, проводившемуся при помощи марсианской автоматической станции InSight. Статья опубликована в журнале Nature. InSight стала первой внеземной геофизической исследовательской станцией, которая проработала на Марсе чуть больше четырех лет, исследуя его сейсмическую активность и внутреннее строение. Одним из основных научных инструментов аппарата стал эксперимент RISE (Rotation and Interior Structure Experiment), в рамках которого отслеживался доплеровский сдвиг в частоте радиосигналов, передаваемых с наземных станций на InSight и обратно. Благодаря ему можно оценить скорости прецессии и нутации оси вращения планеты, которые связаны с параметрами марсианских ядра и мантии. Группа планетологов во главе с Себастьяном Ле Мейстром (Sébastien Le Maistre) из Королевской обсерватории Бельгии опубликовала результаты анализа данных, собранных RISE за 30 месяцев наблюдений для определения свойств ядра и мантии Марса. Ученые также использовали архивные данные спускаемого аппарата «Викинг-1». Исследователи уточнили радиус ядра Марса, который теперь составляет 1835±55 километров, в предположении, что ядро является конвективным и жидким сплавом железа и серы, а мантия твердая. Это хорошо согласуется с предыдущими оценками и требует большого содержания легких элементов. Ученые предполагают, что у Марса все же нет внутреннего твердого ядра. Наиболее совместимый с данными RISE модельный состав ядра включает в себя 2,5 массовых процентов кислорода, 15 массовых процентов серы, 1,5 массовых процентов углерода и один массовый процент водорода. Ученые также оценили ускорение вращения планеты вокруг собственной оси, которое составляет четыре угловых миллисекунды в год за год, что соответствует уменьшению продолжительности марсианских суток на 7,6×10-4 миллисекунды в год. Это значение на три порядка больше, чем эффект от взаимодействия Марса со спутником Фобосом и Солнцем, и может быть связано с долгосрочной внутренней эволюцией Марса или с накоплением льда на полярных шапках и изменением параметров атмосферы. Ранее мы рассказывали о том, как InSight составил детальную схему подповерхностных слоев Марса.