Астрономы определили возможные родительские системы межзвездного астероида Оумуамуа

Астрономы определили несколько звездных систем, которые могут быть «домом» для первого известного межзвездного объекта Оумуамуа, посетившего Солнечную систему. Все они представляют собой карликовые звезды. Статья принята к печати в The Astronomical Journal, препринт опубликован на портале ArXiv.org.

Межзвездный астероид 1I/’Oumuamua был открыт почти год назад, 18 октября 2017 года при помощи телескопов сети Pan-STARRS на Гавайях. Изначально его посчитали межзвездной кометой, которая получила обозначение С/2017 U1 (PANSTARRS), однако дальнейшие наблюдения с помощью телескопа VLT в Европейской южной обсерватории показали, что объект не имеет никаких признаков комы и, скорее, является астероидом. После этого «кометный» индекс «C» в названии поменяли на астероидный «А», а затем дали объекту официальное имя Оумуамуа (’Oumuamua), что в переводе с гавайского может означать «разведчик» или «посланец издалека». Анализ данных показал, что астероид имеет скорость около 26 километров в секунду относительно Солнца, прибыл к нам из точки, близкой к солнечному апексу в созвездии Лиры, движется по незамкнутой гиперболической траектории и вскоре покинет Солнечную систему. Предполагается, что астероид может иметь вытянутую форму и размеры около 200 на 20 метров, совершает один оборот вокруг своей оси за 7,34 часа, а его плотность может быть в шесть раз больше плотности воды.

Дальнейшие наблюдения за Оумуамуа показали, что в прошлом он мог столкнуться с планетезималью, когда вращался вокруг другой звезды, а его поверхность может быть покрыта толстым слоем, богатым органическими веществами, такими как толины, образовавшимися под действием космических и галактических лучей. А не так давно выяснилось, что объект испытывает дополнительное ускорение, которое нельзя объяснить ни гравитацией Солнца и планет, ни воздействием солнечного ветра. Исследователи пришли к выводу, что Оумуамуа разгоняется за счет выбросов летучих веществ, испаряющихся под действием излучения Солнца, как это происходит со многими кометами.

Теперь астрономы во главе с Корином Бейлер-Джонсом (Coryn Bailer-Jones) из Института астрономии Общества Макса Планка попыталась восстановить траекторию астероида в прошлом и приблизительно определить звездную систему, из которой он мог прилететь. Ученые исходили из предположения, что объект мог быть выброшен из системы во время ее формирования, в ходе гравитационного взаимодействия с крупной планетой. В своей работе исследователи использовали недавно выпущенный каталог данных космического телескопа «Гайя» Gaia DR2, содержащий информацию о расположении и параметрах движения 1,3 миллиарда звезд, а также базу данных SIMBAD.

Итогом работы стали четыре наиболее интересных кандидата на роль родительской звездной системы для Оумуамуа, которые являются карликовыми звездами различных спектральных классов (M, G и K-класса). Это HIP 3757, мимо которого объект пролетел на минимальном расстоянии 0,6 парсека около одного миллиона лет назад (правда с достаточно высокой скоростью, что делает эту звезду менее вероятным кандидатом), HD 292249, минимальное расстояние от которого до Оумуамуа составило 1,6 парсека около 3,8 миллиона лет назад, и еще две малоизвестных звезды, с которыми объект сближался 1,1 и 6,3 миллиона лет назад. Тем не менее, астрономы отмечают, что работа еще не закончена и предстоит провести немало расчетов, прежде чем будет найдена наиболее подходящая звездная система.

Ранее ученые пытались найти следы инопланетян на астероиде, однако никого не обнаружили. Кроме того, недавно предлагались различные проекты космических аппаратов, при помощи которых можно было бы догнать межзвездного «странника» и изучить его поподробнее.

Астроном показал таймлапс вращения экзопланеты вокруг Беты Живописца на протяжении 17 лет