Межзвездный астероид Оумуамуа уличили в превышении скорости

Астероид Оумуамуа, первый в истории межзвездный объект, обнаруженный в Солнечной системе, испытывает дополнительное ускорение, которое нельзя объяснить ни гравитацией Солнца и планет, ни воздействием солнечного ветра. Исследователи пришли к выводу, что Оумуамуа разгоняется за счет собственных «двигателей», то есть струй летучих веществ, испаряющихся под действием излучения Солнца, как это происходит со многими кометами. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Оумуамуа был впервые обнаружен астрономами 18 октября 2017 года. Первоначально его посчитали кометой. Наблюдения за объектом показали, что он движется со скоростью около 26 километров в секунду по незамкнутой гиперболической траектории. Это означает, что объект прилетел из-за пределов нашей планетной системы и вскоре покинет ее. Ученые не обнаружили признаков кометной природы — комы (облака газа) вокруг него не было, поэтому его «переквалифицировали» в астероид. Позже дополнительные наблюдения с помощью оптических телескопов показали, что он имеет вытянутую сигарообразную форму, красноватый оттенок и высокую плотность.

Группа астрономов под руководством Марко Мичели (Marco Micheli) из Координационного центра изучения объектов, сближающихся с Землей Европейского космического агентства вела астрометрические наблюдения Оумуамуа, чтобы уточнить его траекторию. Ученые использовали данные космического телескопа «Xaббл», европейского телескопа VLT в Чили, а также франко-канадского телескопа CFHT на Гавайях. Всего было получено более 400 измерений траектории.

«Наш анализ показал, что наблюдаемая траектория не может быть полностью объяснена только воздействием гравитации Солнца, планет, Луны, Плутона и 16 самых больших тел главного пояса астероида, а также релятивистскими эффектами», — пишут ученые.

Они обнаружили очень слабое «постороннее» ускорение — около 4,9 × 10−6  м/с2, которое менялось обратно пропорционально радиусу орбиты. Авторы исследования проанализировали возможные причины, которые могли создавать это дополнительное ускорение. В их числе — эффект Ярковского, влияние невидимого спутника, взаимодействие магнитного поля Оумуамуа (если оно есть) с солнечным ветром. Однако в итоге они пришли к выводу, что наиболее вероятная причина — реактивная сила струй газа и пыли, в которое превращаются летучие вещества на поверхности объекта при приближении к Солнцу. Эффект «дегазации» хорошо известен применительно к кометам, но до сих пор никаких признаков кометной активности у Оумуамуа обнаружено не было.

https:www.youtube.com/embed/zDUn_AV0HS0

Ученые предположили, что пыль на поверхности межзвездного объекта слишком крупнозернистая. Облако из таких крупных частиц может быть недостаточно ярким, чтобы его можно было обнаружить, но его присутствие могло бы объяснить изменение скорости Оумуамуа.

Участники проекта по поиску внеземных цивилизаций Breakthrough Listen ранее организовали серию наблюдений межзвездного астероида, чтобы удостовериться, что он не испускает никаких искусственных сигналов. Ничего необычного услышать не удалось.

Андрей Рогачев