Попытка остановить глобальное потепление с помощью распыления аэрозольных частиц в стратосфере оказалось не слишком хорошей идеей: все выгоды от замедления потепления могут быть перекрыты падением урожайности из-за затемнения, пишут авторы статьи, опубликованной в журнале Nature.
Одна из популярных идей в области геоинженерии (направленного воздействия на климат Земли для борьбы с антропогенным потеплением) заключается в массовом распылении в стратосфере аэрозолей, содержащих соединения серы. Предполагается, что такая «стратосферная вуаль» снизит количество солнечного света, достигающего поверхности Земли, и замедлит рост средней температуры.
Джонатан Проктор (Jonathan Proctor) из Калифорнийского университета в Беркли и его коллеги решили выяснить, как создание такого щита от солнечного излучения скажется на сельском хозяйстве. Поскольку масштабные геоинженерные эксперименты пока считаются слишком рискованными, ученые использовали естественный аналог и прообраз этого процесса — извержения крупных вулканов. Например, вулкан Пинатубо во время извержения в 1991 году выбросил в атмосферу примерно 20 миллионов тонн диоксида серы, что снизило глобальную среднюю температуру примерно на полградуса Цельсия.
«Затемнение планеты ограничивает рост температуры, что помогает сельскохозяйственным культурам лучше расти. Но так как растениям нужен солнечный свет, его блокирование может сказаться на росте. Для сельского хозяйства негативные последствия этого метода по масштабам равны выгодам. Это примерно как экспериментальное хирургическое лечение: побочные эффекты, похоже, ничем не лучше самой болезни», — сказал Проктор, которого цитирует пресс-служба университета.
Ученые сопоставили данные об урожаях кукурузы, сои, риса и пшеницы в 105 странах за период с 1979 по 2009 годы, данные мониторинга освещенности и спутниковые наблюдения за аэрозолями в стратосфере. В эти годы произошло два достаточно крупных извержения вулканов, Эль-Чичон в Мексике в 1982 году и филиппинский Пинатубо в 1991 году. Они выяснили, что дополнительное рассеивание света из-за аэрозолей снизило урожайность всех культур: так, после извержения Пинатубо урожайность кукурузы из-за изменения освещенности должна была снизиться на 9,3 процента, а урожайность кукурузы, сои и риса — на 4,8 процента (частично уменьшение могло быть компенсировано выгодным растениям снижением температуры).
Затем с помощью климатической модели они показали, что к середине нынешнего века весь выигрыш в урожайности от гипотетической «вуали» в виде менее высоких температур будет перекрыт ее снижением из-за ухудшения освещенности. Теоретически сельхозпроизводители могут адаптироваться к снижению освещенности, например, выбирая более устойчивые к нему сорта, однако возможность и пределы такой адаптации оценить трудно.
Исследователи отмечают, что в некоторых предыдущих работах распыление атмосферных аэрозолей связывалось с дополнительным приростом урожайности из-за того, что рассеянный свет лучше достигает листьев растения внутри кроны. Судя по всему, этот эффект слабее, чем считалось, потому что авторы исследования не увидели нетто-прироста урожайности за время действия аэрозолей.
По мнению ученых, их результат не означает, что от метода распыления аэрозолей нужно отказаться — возможно, в других секторах экономики положительные последствия будут существеннее. Они настаивают, что прежде чем переходить к экспериментам, нужно хорошо разобраться с выгодами, затратами и рисками геоинженерных проектов, о которых пока известно очень мало.
Сейчас в природе их около 4800
Популяция золотистых львиных тамаринов (Leontopithecus rosalia) выросла до примерно 4800 особей в дикой природе, сообщает The Associated Press со ссылкой на природоохранную организацию Golden Lion Tamarin Association. Зоологи пришли к такому выводу после того, как в течение года подсчитывали этих яркоокрашенных приматов в атлантических лесах на побережье юго-восточной Бразилии — единственном месте, где они обитают. Для сравнения, около пятидесяти лет назад численность золотистых львиных тамаринов составляла менее 200 особей. Тогда они едва не вымерли из-за массовой вырубки их родных лесов и отлова для содержания в качестве домашних питомцев. К счастью, благодаря усилиям специалистов, которые охраняли оставшиеся местообитания львиных тамаринов, разводили этих приматов в неволе и реинтродуцировали в природу, вид удалось спасти от исчезновения. В 2016-2018 годах золотистые львиные тамарины столкнулись с новой угрозой — вспышкой переносимой комарами желтой лихорадки, которая сократила их популяцию примерно на 30 процентов. Если в 2014 году в природе обитало 3700 особей этого вида, то в 2019 году осталось только 2500. Впрочем, судя по всему, теперь тамаринам удалось восстановить эти потери и достичь максимальной численности по меньшей мере за полвека. Вероятно, это стало возможным в результате естественного затухания вспышки, а также за счет того, что специалисты привили от лихорадки 370 особей и увеличили площадь лесов в местах их обитания на 16 процентов с 2014 по 2022 год.