Сейчас в природе их около 4800
Популяция золотистых львиных тамаринов (Leontopithecus rosalia) выросла до примерно 4800 особей в дикой природе, сообщает The Associated Press со ссылкой на природоохранную организацию Golden Lion Tamarin Association. Зоологи пришли к такому выводу после того, как в течение года подсчитывали этих яркоокрашенных приматов в атлантических лесах на побережье юго-восточной Бразилии — единственном месте, где они обитают. Для сравнения, около пятидесяти лет назад численность золотистых львиных тамаринов составляла менее 200 особей. Тогда они едва не вымерли из-за массовой вырубки их родных лесов и отлова для содержания в качестве домашних питомцев. К счастью, благодаря усилиям специалистов, которые охраняли оставшиеся местообитания львиных тамаринов, разводили этих приматов в неволе и реинтродуцировали в природу, вид удалось спасти от исчезновения.
В 2016-2018 годах золотистые львиные тамарины столкнулись с новой угрозой — вспышкой переносимой комарами желтой лихорадки, которая сократила их популяцию примерно на 30 процентов. Если в 2014 году в природе обитало 3700 особей этого вида, то в 2019 году осталось только 2500. Впрочем, судя по всему, теперь тамаринам удалось восстановить эти потери и достичь максимальной численности по меньшей мере за полвека. Вероятно, это стало возможным в результате естественного затухания вспышки, а также за счет того, что специалисты привили от лихорадки 370 особей и увеличили площадь лесов в местах их обитания на 16 процентов с 2014 по 2022 год.
Цель проекта — восстановить популяцию этого редкого вида
Зоологи восстановят численность медицинских пиявок на Северо-Шотландском нагорье. Когда-то эти черви были здесь обычны, однако почти вымерли из-за чрезмерного вылова и разрушения местообитаний. Как сообщает The Guardian, пиявок будут разводить в неволе и затем реинтродуцировать в подходящие водоемы. В общей сложности планируется выпустить несколько сотен особей. В XVII-XIX веках европейские врачи часто использовали медицинских пиявок (Hirudo medicinalis) для кровопускания. Предполагалось, что процедура облегчает состояние пациентов при целом ряде заболеваний. Неудивительно, что медицинские пиявки пользовались массовым спросом — и их в промышленных масштабах вылавливали в водоемах по всей Европе. В результате численность вида резко сократилась, а в некоторых регионах он и вовсе исчез. Несмотря на то, что к началу XX века популярность лечения медицинскими пиявками сошла на нет (в наши дни они находят лишь ограниченное применение в медицине, причем используются в основном выращенные в неволе особи), подорванные популяции этих червей в целом так и не восстановились. Вероятно, это связано с осушением водоемов, постепенным отказом фермеров от естественных водопоев для скота и сокращением поголовья лошадей, кровью которых кормились взрослые особи. В Великобритании, по оценкам зоологов, сохранилось лишь 20-30 популяций медицинских пиявок. Три из них населяют Шотландию: две обитают в окрестностях города Обан на западном побережье региона и еще одна — на острове Айлей в архипелаге Внутренние Гебридские острова. Однако теперь специалисты по охране природы намерены восстановить шотландские популяции медицинских пиявок, исчезнувшие из-за чрезмерного вылова и разрушения водоемов. Для этого они поймали в озере недалеко от Обана 14 пиявок и разместили их в аквариумах в Хайлендском парке дикой природы в Национальном парке Кернгормс. Ожидается, что уже в следующем году пойманные медицинские пиявки начнут размножаться. Их потомство зоологи реинтродуцируют в подходящих для этого вида озерах и ручьях на Северо-Шотландском нагорье (то есть в таких, где тепло, достаточно растительности, на берегах есть места для откладки яйцевых коконов, а также много лягушек, кровью которых питаются молодые особи). Согласно плану, в общей сложности в местные водоемы выпустят несколько сотен особей. Специалисты признают, что их проект вряд ли привлечет столько же общественного интереса, как возвращение в Шотландию бобров (Castor fiber) или идея о реинтродукции в этот регион обыкновенных рысей (Lynx lynx). Тем не менее, даже такие небольшие создания играют важную роль в экосистемах и заслуживают внимания и охраны. Ранее мы рассказывали о том, как российские зоологи обнаружили, что двуглазые пиявки (Helobdella stagnalis), населяющие водоемы в бассейне Волги между Самарой и Саратовом, прячутся от врагов в раковинах живых двустворчатых моллюсков. Это первый пример такого поведения, описанный в Европе. Ранее пиявок, живущих под защитой моллюсков, находили лишь в Азии, Африке и Америке.