Замедленный липолиз поспособствовал ожирению

Шведские ученые изучили роль липолиза (расщепления жиров на жирные кислоты) в изменении массы тела женщин и выяснили, что увеличение избыточного веса со временем во многом происходит из-за замедления стимулированного гормонами липолиза и пониженной экспрессии генов, которые за него отвечают. В статье, опубликованной в журнале Cell Metabolism, также сообщается, что среди женщин с медленным стимулированным липолизом наблюдали и повышенный риск развития диабета.

Люди с ожирением часто попадают в группу риска развития множества заболеваний, среди которых — диабет второго типа, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Кроме того, избыточный вес может, например, снизить эффективность прививки от гриппа, а также повлиять на когнитивные функции: причем даже в долгосрочной перспективе

Механизм возникновения лишнего веса, тем не менее, до сих пор не изучен до конца. С одной стороны, он тесно завязан на образе жизни: пищевых привычках и физической активности. С другой стороны, причины могут быть генетическими: об этом говорят, например, исследования эпигенетических изменений в сперме мужчин, страдающих ожирением; кроме того, у подростков появление лишнего веса связывают с изменением структуры белого вещества головного мозга и, вероятно, вызываемой им потерей контроля над аппетитом.

Другой возможный фактор — индивидуальные различия в обмене веществ, в частности, жиров и углеводов. Группа ученых из Каролинского института под руководством Питера Арнера (Peter Arner) решила проверить, как на процесс появления избыточного веса влияет липолиз — метаболический процесс расщепления жиров на жирные кислоты. В их исследовании приняли участие две группы женщин, у которых взяли образцы подкожного жира: у 54 женщин — в период с 2000 по 2003 года, а затем через 13 лет, а еще у 28 — в 1998 году и через десять лет после этого. У женщин также собрали информацию о росте, весе, индексе массы тела, социально-экономических показателях, физической активности, наличии детей, менструальном цикле и курении. Помимо образцов жировой ткани у женщин также собирали и образцы крови.

Анализируя образцы жира in vitro, ученые изучили два вида липолиза: спонтанный (естественный, в состоянии покоя) и стимулированный, происходящий под воздействием гормонов. Для исследования второго типа липолиза процесс расщепления жиров изучали, используя изопреналин, норадреналин и аналог циклического аденозинмонофосфата, участвующих в этом процессе.

В обеих выборках увеличение индекса массы тела с течением времени негативно коррелировало (коэффициент r = -0,35 – -0,38) со стимулированным липолизом, и позитивно (r = 0,39) — со спонтанным липолизом. Кроме того, среди тех женщин, в образцах жира которых наблюдали медленный стимулированный липолиз, также был повышен риск (p < 0,05) развития инсулинорезистентности и диабета второго типа. Далее ученые проследили за экспрессией некоторых генов в жировой ткани набравших вес женщин и тех участниц, вес которых остался постоянным во время наблюдения. У женщин, избыточный вес которых со временем увеличивался, наблюдалась пониженная экспрессия генов, кодирующих белки, участвующие в процессе расщепления жиров: средин них, например, MGLLотвечающий за расщепление моноацилглицеридов на жирные кислоты и глицерол.

Полученные авторами результаты имеют большую клиническую значимость. Скорость стимулированного липолиза можно измерять для того, чтобы выявить людей, входящих в группу риска развития ожирения. Повышенная физическая активность, как отмечают ученые, может стимулировать расщепление жиров естественным образом.

Изучая механизмы появления лишнего веса ученые придумывают и новые способы борьбы с ним. Например, одна группа ученых разработала нанопластырь, позволяющий локально превратить белый жир в бурый, а два года назад Управление по продуктам и лекарствам США одобрило операцию по сливу воды из желудка. Кроме того, желающим похудеть людям можно следить за собственными циркадными ритмами и отказаться от приема пищи ближе к наступлению «внутренней» ночи (начала секреции мелатонина), а также не выбирать между безуглеводными и безжировыми диетами, так как они одинаково эффективны.

СДВГ назвали причинным фактором тяжелых психических расстройств и суицида