Швейцарский Федеральный Исследовательский Институт Материаловедения и Технологии (EMPA) разработал серию дешевых муляжей фруктов с встроенными датчиками. Устройства предназначены для отслеживания условий транспортировки продуктов, сообщает TechCrunch.
При транспортировке свежих фруктов важно соблюдать условия хранения, важнейшее из которых — температура. Если контейнер-рефрижератор не справляется с охлаждением груза, то фрукты могут испортиться. Для контроля температуры внутри контейнеров традиционно используются показания собственных датчиков системы охлаждения, однако они показывают температуру воздуха, а не температуру внутри самих фруктов. Также используются ручные замеры: контейнер открывается и инспектор втыкает датчик в один из фруктов, находящихся в крайних ящиках. У этого метода также есть погрешность, поскольку у стенок контейнера-рефрижератора теплообмен происходит интенсивнее, чем в центре, который долго промерзает до нужной температуры. Кроме того, при открытии контейнера происходит дополнительный нагрев груза, а еще такой метод занимает некоторое время.
Разработчики из EMPA создали специальные электронные муляжи фруктов для точного контроля температуры груза во время транспортировки. Электронные фрукты оснащены собственными датчиками и батареями для автономной работы, каждый «фрукт-шпион» предназначен для многоразового использования. Такие электронные фрукты могут помочь при разборе конфликтной ситуации — записанные колебания температуры в процессе перевозки помогут определить, на каком именно этапе произошло нарушение условий хранения груза.
Оболочка каждого устройства создается таким образом, чтобы соответствовать характеристикам теплоотдачи мякоти перевозимых фруктов вплоть до конкретного сорта. Разработчики изучают характеристики фрукта, после чего с помощью компьютерного моделирования определяют пропорции состава искусственной мякоти с похожими характеристиками. Сама искусственная мякоть для электронных фруктов делается из воды, углеводов и полистирола.
Подобный подход не является технически новым и используется для наблюдения за ростом продукции в сельском хозяйстве, но, как правило, при этом не моделируются характеристики мякоти, а датчики просто помещают в шар с водой. Кроме того, по словам представителей EMPA, их электронные фрукты дешевле аналогичных решений — цена одного устройства составляет менее 50 швейцарских франков (около 2900 рублей).
Актуальная информация о температуре востребована не только в перевозке фруктов но и, например, в протезировании. Так, исследователи из Нанькайского университета разработали протез руки, который может оповещать своего владельца о слишком высокой температуре предмета при помощи слабых ударов током.
Термопокрывало охладит электромобиль днем и согреет ночью
Китайские инженеры создали терморегулирующий материал и термопокрывало на его основе, которое защищает электромобиль от жары и холода без дополнительных затрат энергии. Термопокрывало состоит из двух частей, одна из которых представляет собой ткань на основе диоксида кремния и нитрида бора, а вторая на основе фольги из алюминиевого сплава. Использование материала в качестве автомобильного чехла позволило в жаркую погоду сохранять температуру в салоне почти на 28 градусов ниже, чем в салоне автомобиля без чехла, а ночью поддерживать температуру батарейного блока электромобиля почти на 7 градусов выше температуры снаружи. Статья опубликована в журнале Device. Поддержание определенной температуры необходимо не только для комфортного самочувствия человека, но и для нормальной работы многих технических устройств. Например, в холодную погоду литий-ионные аккумуляторы теряют емкость, а летом в жару перегреваются, что может привести к сокращению их срока службы или даже возгоранию. Чтобы удерживать температуру в нужном диапазоне, требуется дополнительная энергия на нагрев или охлаждение, и на это может уходить довольно много энергии, особенно если речь идет о больших аккумуляторных батареях — как, например, в электромобилях. Однако существует способ регулировать температуру объекта пассивным образом, не затрачивая для этого дополнительную энергию. По такому пути пошли инженеры под руководством Кэ Хан Цуя (Kehang Cui) из Шанхайского университета транспорта. Они разработали материал, который за счет своих излучательных свойств позволяет регулировать радиационный нагрев и охлаждение, и изготовили из него термопокрывало, которое назвали «термальный плащ Януса». Название в честь двуликого бога из римской мифологии отражает двухстороннее строение материала. Внешняя его сторона играет роль солнцезащитного инфракрасного радиатора, а внутренняя — роль широкополосного инфракрасного отражателя. Внешняя часть материала изготовлена из тонких волокон на основе диоксида кремния, которые покрыты наночастицами нитрида бора с гексагональной кристаллической решеткой. Волокна материала переплетаются вместе и образуют ткань. С обратной стороны к ней прикрепляется внутренний слой, изготовленный из алюминиевого сплава. Внешняя и внутренняя стороны материала обладают различными оптическими свойствами: сторона с тканью имеет высокий коэффициент отражения солнечного света до 96 процентов, а также высокую излучательную способность до 97 процентов в инфракрасном диапазоне, совпадающем с атмосферным инфракрасным окном с длинами волн от 7 до 14 микрометров, в то время как фольга из алюминиевого сплава, расположенная с обратной стороны, обладает высокой отражательной способностью со значением около 93 процентов и не имеет потерь во всем инфракрасном диапазоне (5-16,7 мкм). Это позволяет плащу отражать большую часть падающего солнечного излучения и при этом остывать за счет излучения фотонов в инфракрасном диапазоне. В то же время с внутренней стороны происходит рециркуляция фотонов, излученных объектом — они отражаются от материала. Для оценки эффективности термального плаща исследователи провели испытания с использованием двух электрокаров, припаркованных на открытом воздухе в типичных погодных условиях в Шанхае. Один из автомобилей был укрыт термочехлом. В то время как температура салона незакрытого автомобиля достигала 51 градуса Цельсия в полдень, температура салона автомобиля, укрытого чехлом, была на 27,7 градуса ниже. И на 7,8 градуса ниже значения температуры на улице. Температура батарейного блока автомобиля без чехла соответствовала температуре окружающей среды, в то время как температура батареи электромобиля, укрытого материалом, была на 8 градусов ниже дневной температуры. В зимнюю ночь, когда уличная температура опускалась ниже нулевой отметки, термочехол помогал удерживать температуру батарейного блока на 6,8 градуса Цельсия выше, чем снаружи. Инженеры отмечают, что материал термопокрывала разработан таким, чтобы его можно было масштабировать в производстве. Для этого им пришлось пойти на некоторые компромиссы. Например, использование более тонких волокон кремния повысило бы солнечную отражательную способность, но они были бы менее прочными и не могли бы быть изготовлены с использованием промышленных технологий, уже существующих на рынке. Кроме того, используемые материалы, включая алюминий, кремний и нитрид бора, являются недорогими, что делает плащ легким, прочным и огнестойким. Он может использоваться не только для изготовления автомобильных чехлов, но и, например, в качестве материала для покрытия зданий и даже космических аппаратов. Ткани на основе материалов с разными излучательными свойствами могут использоваться и для создания одежды. Например, недавно мы рассказывали о бельгийских физиках, которые спроектировали ткань, одежда из которой может быть теплой или очень легкой в зависимости от того, какой стороной она надета. Это достигается за счет разницы между излучательными свойствами двух сторон ткани.