В Гнёздове нашли стеклянные шашки

И свидетельства сражения XI века

Исследователи из Смоленско-Гнёздовской объединенной археологической экспедиции сообщили о некоторых итогах раскопок, проходивших в этом году в портовой зоне древнего Гнёздова, где в прошлом году они обнаружили остатки причала. Во время работ в слое, относящемся ко времени гибели поселения, археологи обнаружили сломанный наконечник копья и больше десяти стрел, причем часть из них лежала остриями по направлению в сторону городища, а другая — в сторону озера с причалом и Днепра. Помимо этого, исследователи нашли четыре редкие стеклянные игральные фишки, которые, по-видимому, принадлежали человеку с высоким социальным статусом. Как сообщается в заметке, доступной в паблике Гнёздова, возможно, кто-то потерял эти предметы во время драматических событий, случившихся в этом месте около тысячи лет назад.

В этом году исполняется уже 150 лет с начала научных раскопок Гнёздовского археологического комплекса — одного из крупнейших памятников древнерусской истории и эпохи викингов, который открыли в середине XIX века во время строительства железной дороги. Нынешний полевой сезон, помимо портовой зоны, также проходил и на других участках комплекса. Так, археологи дообследовали один из знаковых курганов местного могильника, в котором в 1950 году нашли захоронение двух людей, кремированных в ладье. В отвале этого кургана ученые, в частности, нашли серебряный амулет-подвеску в виде человеческой руки. Яркие находки археологи сделали и на других объектах. Среди них, например, выделяются амулет из медвежьего клыка и перстень с сердоликовой вставкой, на которой изображен лось или олень.

Археологи выявили в Гнёздове связанный с путем «из варяг в греки» причал