Астрономы застали рождение звезды-сверхгиганта

Астрономы из Великобритании и США обнаружили вращающееся молекулярное облако вокруг молодой звезды-сверхгиганта. Это одна из ранних стадий развития звезд, когда светило все еще стягивает на себя массу окружающего облака. По словам авторов, находка подтверждает гипотезу о том, что массивные звезды образуются точно так же как и аналогичные нашему Солнцу. Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, кратко о нем сообщает пресс-релиз Университета Кембриджа.

В согласии с современными теориями, звезды формируются из молекулярных облаков. Считается, что после того как в молекулярном облаке возникает флуктуация плотности (например из-за ударной волны сверхновой), запускается процесс постепенной аккреции вещества. Затем, после того как плотность водорода превосходит некоторое критическое значение, в звезде начинается ядерная реакция.

Эта теория подтверждается наблюдениями за небольшими звездами, но в случае массивных звезд экспериментальных подтверждений гораздо меньше. Отчасти это связано с более коротким циклом жизни гигантов — если звезда подобная Солнцу рождается за несколько миллионов лет, то у крупных объектов это занимает всего сотню тысяч лет. Поэтому и вероятность «поймать» гиганта на ранней стадии развития гораздо меньше.

В новой работе астрономы наблюдали за холодными облаками с помощью двух массивов радиотелескопов — SMA (Гавайи) и VLA (Нью-Мексико). Благодаря проницаемости облаков для радиоизлучения ученым удалось найти протозвезду G11.92–0.61 MM1. Астрономы наблюдали за излучением ее окрестностей, отслеживая следы сложных молекул — ацетонитрила, метанола и других. Это позволило обнаружить около звезды вращающийся молекулярный диск. Причем, как определили астрономы из доплеровских измерений, скорость вращения диска вблизи светила больше, чем в удаленных областях.

Такой тип дисков называется кеплерианскими. Точно такое же поведение наблюдается у планет Солнечной системы — внутренние планеты обладают большей скоростью, чем внешние. Их движение описывается третьим законом Кеплера. Считается, что именно такие диски могут эффективно подпитывать растущие звезды.

Астрономы оценили массу звезды и диска на основе наблюдений. По словам авторов, масса звезды составляет, по меньшей мере, 30 масс Солнца, а масса диска — 2-3 массы Солнца. Также существует предположение, что диск на самом деле более массивен. Это может привести в будущем к его гравитационному разрыву, в результате чего образуется еще одна или несколько звезд, которые станут компаньонами сверхгиганта.

Для более детального анализа системы ученые планируют использовать массив радиотелескопов ALMA — одну из самых чувствительных систем для наблюдений за небесными телами.

Хотя подобные находки большая редкость , в прошлом году группа астрономов под руководством Катарины Джонсон из Лидского Университета обнаружила с помощью ALMA подобный диск у другой звезды-сверхгиганта. Однако ее масса меньше, чем у G11.92–0.61 MM1, — около 25 масс Солнца.

Исследователи из Университета Лунда (Швеция) проанализировали эффективность методов сокращения выброса парниковых газов индивидуальными домохозяйствами, которые обычно рекомендуют официальные источники для снижения углеродного следа отдельным человеком. Оказалось, что большинство популярных рекомендаций касательно экологии, представленных в том числе в школьных учебниках, относительно неэффективны. Самыми действенными методами в борьбе с парниковыми газами оказались отказ от автомобиля, авиаперелетов, отказ от мяса и снижение количества детей в семье. Работа опубликована в журнале с открытым доступом Environmental Research Letters.