Древний Джаркутан столкнулся с засухой около 3900 лет назад

Этот город существовал на юго-востоке современного Узбекистана

Группа ученых из Китая и Узбекистана исследовала материалы, обнаруженные во время раскопок древнего поселения Джаркутан — одного из крупных памятников Бактрийско-Маргианского археологического комплекса. Они выяснили, что около 3900–3800 лет назад жители Джаркутана, по-видимому, пострадали от засухи. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary Science Reviews, возможно, последствия этого события способствовали приходу на юг Центральной Азии животноводов из более северных степей.

В эпоху бронзы в южной части Центральной Азии и Восточном Иране существовала развитая культура, возникшая в конце III тысячелетия до нашей эры и получившая от современных ученых название цивилизация Окса (или Бактрийско-Маргианский археологический комплекс). По сравнению со многими другими цивилизациями Древнего Востока, о ней стало известно относительно недавно — после открытий конца 1960-х — 1970-х годов. Исследования показали, что это городская культура, для которой, среди прочего, была характерная монументальная архитектура. Так, раскопки древних поселений выявили остатки фортификационных сооружений, больших жилых и общественных зданий.

Один из крупных памятников цивилизации Окса находится на юго-востоке современного Узбекистана. Он представляет собой остатки большого укрепленного поселения площадью более 100 гектаров, которому дали название Джаркутан. Среди прочего, археологи обнаружили здесь остатки древней цитадели, дворца, храма, жилых кварталов и так далее.

Чэнь Гуаньхань (Guanhan Chen) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук совместно с коллегами из КНР и Узбекистана представил результаты исследования материалов из памятника Джаркутан. Свое внимание, в частности, они сосредоточили на радиоуглеродном анализе обугленных остатков и образцов древесного угля, найденных во время раскопок храма и дворца. Проанализировав три виноградные косточки из храма, ученые определили, что этот комплекс существовал около 4000–3700 лет назад. По пяти образцам древесного угля, обнаруженных во время раскопок дворца, они получили даты, укладывающиеся в интервал примерно между 4100 и 3850 лет назад.

Затем палеоботаники определили на уровне рода или вида более чем 700 обугленных остатков, большую часть которых нашли в одном из помещений храма. Основная часть возделывавшихся здесь культур происходила из Западной Азии. Так, ученые выявили остатки шестирядного (Hordeum vulgare hexastichum) и двурядного (H. v. coeleste) ячменя, мягкой пшеницы (Triticum aestivum), посевного гороха (Pisum sativum), бараньего нута (Cicer arietinum) и обыкновенной чечевицы (Vicia lens). О контактах с Восточной Азией свидетельствовали найденные здесь же остатки чумизы (Setaria italica).

Кроме того, рацион местных жителей включал плоды русской оливы (лоха) (Elaeagnus), абрикосы (Prunus), яблоки или груши (Malus / Pyrus), культурный виноград (Vitis vinifera) и лен (Linum usitatissimum). Причем ученые обратили внимание на большое количество виноградных косточек, а также на то обстоятельство, что в одном из храмовых помещений, видимо, располагалась винодельня. По их мнению, это может говорить о том, что вину придавалось какое-то ритуальное значение.

Помимо этого, ученые проанализировали пыльцу из культурного слоя и изотопный состав собранных образцов. В результате этой работы они выяснили, что около 4200–4000 лет назад сельскохозяйственная деятельность в Джаркутане была довольно интенсивной. Однако между 3900 и 3800 лет назад, по-видимому, наступил засушливый период, который сильно ударил по земледелию. Исследователи отметили, что, возможно, жизненные трудности послужили поводом для того, что местный храм был расширен. Кроме того, это событие примерно совпадает по времени с прибытием на юг Центральной Азии и в Южную Азию скотоводов бронзового века из более северных степей. По словам ученых, трудности у местного населения из-за засухи впоследствии, возможно, поспособствовали проникновению новых групп.

Вероятно, другая засуха сыграла решающую роль в том, что около 3200 лет назад оставили свою столицу — город Хаттуса. Подробнее об этом читайте в нашем материале «Закат Хаттусы».

В Италии нашли фундамент этрусского храма