Сапиенсы пришли на восток современной Германии более 45,8 тысячи лет назад

На это указали находки из пещеры Ильзенхёле

Большой коллектив ученых опубликовал результаты исследования материалов из немецкой пещеры Ильзенхёле, подтвердив, что переходную культуру линкомбьен-ранис-ежмановице создали люди современного вида. Недавние раскопки и пересмотр старых коллекций позволили найти 13 костей, которые принадлежали сапиенсам, жившим между 47,5 и 43,3 тысячи лет назад. Палеоклиматические реконструкции указали на то, сапиенсы проживали на востоке современной Германии, даже когда местный климат стал субарктическим, а среднегодовая температура воздуха была ниже примерно на 8,3–14,3 градуса Цельсия. Об этом сообщается в трех (1, 2, 3) статьях, опубликованных в журналах Nature и Nature Ecology & Evolution.

На протяжении нескольких тысяч лет в Европе люди современного вида (Homo sapiens) проживали рядом с неандертальцами (Homo neanderthalensis), пока последние не исчезли около 40 тысяч лет назад. От этого времени до наших дней сохранились памятники с орудиями, которые археологи относят к так называемым переходным культурам (индустриям) от среднего палеолита к верхнему, а их создателями могли быть как представители нашего вида, так и неандертальцы. Самый известный пример — это шательперонская культура, существовавшая на западе Европы примерно 45–40 тысяч лет назад. Чаще ее приписывают неандертальцам из-за антропологических находок из памятников Грот-дю-Ренн и Сен-Сезар, но существуют и обратные утверждения. А недавно обнаруженная в пещере Грот-дю-Ренн кость новорожденного сапиенса может еще больше запутать картину.

Меньше известна культура линкомбьен-ранис-ежмановице (ЛРЕ), появившаяся больше 40 тысяч лет назад. Памятники с наборами таких орудий, включая листовидные бифасиальные наконечники, известны на большой территории от Уэльса на западе до Польши на востоке. До недавнего времени ученые не находили, связанных с культурой ЛРЕ человеческих останков. Однако в прошлом году исследователи рассказали, что они обнаружили в немецкой пещере Ильзенхёле (Ранис), которая находится в Тюрингии, несколько костей, из которых удалось выделить ДНК. Генетический анализ показал, что создателями орудий ЛРЕ были люди современного вида.

Теперь большой исследовательский коллектив опубликовал три работы, посвященные этому открытию. В первой из них группа ученых из девяти стран во главе с Жан-Жаком Юбле (Jean-Jacques Hublin) из Коллеж де Франс и Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка сосредоточила свое внимание на антропологических находках из пещеры Ильзенхёле. В 2016 году археологи вернулись на этот памятник, чтобы уточнить его стратиграфию, а также определить возраст находок. Кроме того, они пересмотрели коллекции из этой пещеры, основные раскопки которой проходили еще в 1930-е годы.

Получив 28 радиоуглеродных дат, исследователи определили, что возраст двух слоев с орудиями ЛРЕ составляет 45,8–47,5 и 46,8–43,3 тысячи лет. Морфологический анализ костей и масс-спектрометрическая пептидная дактилоскопия (ZooMS) показали, что среди находок из пещеры Ильзенхёле есть 13 человеческих костей, причем часть из них в действительности археологи раскопали еще в 1932–1938 годах. Большинство останков (n = 11) ученые отправили на генетический анализ, который позволил прочитать десять почти полных митохондриальных геномов. В пяти случаях исследователи не нашли отличий в этих последовательностях. Это говорит о том, что кости принадлежали или одному человеку, или же родственникам по материнской линии. Дальнейшие анализы показали, что эти пять костей принадлежали как минимум двум людям.

Ученые определили, что девять прочитанных геномов относились к митохондриальной гаплогруппе N, к которой также принадлежала жившая около 45 тысяч лет назад женщина из чешского памятника Златый Кунь. Еще один человек оказался носителем гаплогруппы R, которую ранее ученые определили у человека из итальянской пещеры Фумане. Судя по молекулярным расчетам, люди из пещеры Ильзенхёле жили примерно 49105–40918 лет назад, что не противоречит результатам радиоуглеродного датирования. Исследователи заключили, что находки из этого памятника не только позволяют связать орудия ЛРЕ с сапиенсами, но и отодвигают время их прибытия на восток современной Германии до более чем 45,8 тысячи лет назад.

Две сопроводительные статьи, опубликованные в журнале Nature Ecology & Evolution, посвящены фаунистическим остаткам, исследованию ДНК из грунта памятника, палеоклиматическим реконструкциям и изучению рациона древних обитателей пещеры Ильзенхёле, которая, по-видимому, представляла собой краткосрочный лагерь охотников-собирателей. Ученые выяснили, что местная фауна включала таких животных, как северные олени (Rangifer tarandus), пещерных медведей (Ursus speleaus), лошадей (Equus), шерстистых мамонтов (Mammuthus primigenius) и носорогов (Coelodonta antiquitatis), а также некоторые другие виды. На многих костях исследователи зафиксировали погрызы животных, следы переваривания, а в редких случаях и повреждения, сделанные людьми.

Анализ изотопного состава углерода и азота показал, что люди из пещеры Ильзенхёле питались мясом наземных млекопитающих, например лошадей, носорогов и северных оленей. Кроме того, ученые выяснили, какие климатические условия были в регионе во времена, когда там оказались первые сапиенсы. Полученные результаты указали на то, что около 48–45 тысяч лет назад в среднем температура воздуха была здесь примерно на семь—восемь градусов Цельсия ниже, чем сегодня. По данным ученых, тогда местные условия были похожи на современный север Финляндии. Затем последовало серьезное похолодание, которое датируется примерно 45–43 тысячами лет назад. В этот период среднегодовая температура воздуха была ниже на 11,3 ± 3 градуса Цельсия, а в зимний период — на 15,3 ± 4,5 градуса. Местный субарктический климат, по мнению исследователей, был похож на условия, зафиксированные на метеостанциях Амдерма (Ненецкий автономный округ) и Печора (Республика Коми).

В действительности палеогенетики, которые работают с материалами из пещеры Ильзенхёле, уже успели выделить ядерную ДНК. По предварительным данным, о которых мы рассказывали осенью прошлого года, эти люди были генетически близки к женщине из памятника Златый кунь, геном которой также удалось перечитать с высокой точностью.

Генетики с высокой точностью прочитали геномы одних из древнейших европейских сапиенсов