Среди старых находок из шательперонского слоя обнаружили кость новорожденного сапиенса

Палеоантропологи повторно исследовали останки из пещеры Грот-дю-Ренн

Палеоантропологи повторно исследовали коллекцию человеческих останков, найденных в шательперонских слоях французской пещеры Грот-дю-Ренн. Они обратили внимание на правую подвздошную кость, которая, судя по размеру и форме, принадлежала новорожденному. Затем ученые сравнили находку с костями новорожденных неандертальцев Ле-Мустье-2 и Мезмайская-1, а также костями детей анатомически современных людей. Оказалось, что изученная кость заметно отличается от неандертальских и больше похожа на образцы современных людей, хотя и не полностью. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports. Возможно, выявленные особенности были характерны для сапиенсов, оказавшихся в Европе в начале верхнего палеолита.

Ученые не исключили, что исследованная кость попала в шательперонский слой в результате более поздней деятельности людей или животных. Однако радиоуглеродный анализ этой находки, позволяющий установить возраст, пока не проводился. Шательперонская культура, существовавшая на западе Европы около 45–40 тысяч лет назад, заметно отличается от предшествующих, поэтому среди ученых нет единства в вопросе, как она возникла. Большинство исследователей склоняются к тому, что на закате своей истории ее создали неандертальцы, возможно, под влиянием сапиенсов. Однако сомнения остаются, поскольку стоянок, где в одном и том же слое присутствуют и шательперонские орудия, и кости неандертальцев очень мало.

Поправка

В первоначальной версии заметки сообщалось, что палеоантропологи обнаружили кость плода сапиенса. На самом деле она принадлежала новорожденному, умершему на первом месяце своей жизни. Приносим извинения нашим читателям за эту ошибку.

Среди старых находок из памятника Грот-дю-Ренн обнаружили два неандертальских зуба