Среди старых находок из памятника Грот-дю-Ренн обнаружили два неандертальских зуба

Еще одна косточка оказалась фрагментом подъязычной кости

Французские палеоантропологи повторно исследовали коллекцию фаунистических остатков, собранную во время раскопок палеолитического памятника Грот-дю-Ренн. Среди находок из шательперонского слоя они обнаружили два зачатка зубов, принадлежавших неандертальским детям. Кроме того, они идентифицировали большой рог подъязычной кости взрослого человека. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Human Evolution, это всего лишь второй подобный фрагмент подъязычной кости эпохи позднего плейстоцена, о котором известно ученым.

Во французской Бургундии находятся богатые на археологические находки пещеры Арси-си-Кюр, научные исследования которых ведутся с середины прошлого столетия. Ученые обнаружили здесь не только многочисленные артефакты, произведения палеолитического искусства, но и останки людей, живших в позднем плейстоцене.

Одна из пещер, где нашли кости древних людей, это Грот-дю-Ренн, которая представляет собой полость площадью около 80 квадратных метров. Исследователи выявили здесь 13 археологических слоев, относящихся к эпохе плейстоцена (более 11,7 тысячи лет назад). Самые древние из них сохранили следы жизнедеятельности неандертальцев, а самые молодые — представителей мадленской культуры. В общей сложности здесь нашли больше 70 костей и зубов древних людей, большая часть из которых происходит из слоев с шательперонской культурой.

Джульетта Анрьон (Juliette Henrion) из Университета Бордо совместно с французскими коллегами представила результаты нового исследования материалов из памятника Грот-дю-Ренн. Ученые отметили, что в 2019 году два соавтора этой работы описали 61 кость и зуб из этой пещеры, которые были обнаружены в шательперонских слоях. Однако затем они решили повторно изучить коллекцию фаунистических материалов и обнаружили в ней два зуба и один фрагмент подъязычной кости, которые также принадлежали людям, жившим около 44,5–41 тысячи лет назад.

Изучив внутреннее строение и морфологию зубов, палеоантропологи пришли к выводу, что они представляют собой неандертальские премоляры. Обе находки представляют собой зачатки детских левых премоляров. Первый принадлежал младенцу возрастом от 4,5 до 10,5 месяца, а второй — ребенку 4,5–5,5 года.

Исследователи отметили, что археологи нашли один из этих зачатков примерно в двух метрах от ранее описанных зубов, которые, вероятно, принадлежали двум неандертальцам, прожившим не больше года. Вполне возможно, что один из новых премоляров относится к одному из этих младенцев. На это, в частности, также указывают схожие размеры и особенности строения.

Фрагмент подъязычной кости представляет собой один из неполных больших рогов, который, по мнению ученых, принадлежал взрослому человеку. По данным палеоантропологов, размер и морфология подъязычной кости не позволяют определить, какому виду древних людей она принадлежала. Но они склоняются к тому, что это также фрагмент скелета неандертальца. Ранее на памятниках позднего плейстоцена большой рог подъязычной кости находили лишь однажды — в неандертальском погребении, раскопанном в израильской пещере Кебара.

Совсем недавно исследователи, изучавшие другую французскую пещеру, представили достаточно убедительные доказательства того, что неандертальцы могли рисовать на стенах разного рода линии и точки. Подробнее об этом можно прочитать в нашем блоге «Макароны по-неандертальски».

В испанской пещере Кова-де-лес-Тейксонерес обнаружили фрагменты неандертальского черепа