Древние сапиенсы из пещеры Фумане сняли шкуры с волков и лис ради меха

Однако их основной добычей были копытные животные

Археологи и палеозоологи исследовали материалы ранней поры верхнего палеолита из итальянской пещеры Фумане. Они уточнили время появления на этой стоянке индустрии Улуццо и протоориньякского технокомплекса, а также изучили многочисленные кости животных. Около 42–37,7 тысячи лет назад древние сапиенсы из Фумане в основном охотились на копытных животных, например, на альпийских горных козлов и серн. Судя по надрезкам, иногда они ловили волков и лис, чтобы снять с них шкуры ради меха. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Если не принимать во внимание 210-тысячелетний череп из Греции, то первые люди современного анатомического типа (Homo sapiens) пришли в Европу около 54 тысяч лет назад. На это указывают находки, сделанные во французском гроте Мандрен, где в слое с неронской индустрией обнаружили зуб сапиенса. Последующий анализ артефактов показал, что здесь же находятся древнейшие на континенте наконечники стрел. При этом другие неронские каменные орудия известны всего лишь по нескольким давно раскопанным стоянкам, которые находятся в бассейне реки Рона. По этой причине об этой волне миграции известно очень мало.

Следующая волна переселенцев, по всей видимости, пришла в Европу около 45 тысяч лет назад, свидетельства чему находятся, например, в болгарской пещере Бачо-Киро. В скором времени современные люди вытеснили или ассимилировали неандертальцев, которые окончательно исчезли примерно 40 тысяч лет назад. Одним из памятников, связанных с этим переходным временем, выступает пещера Фумане, которая находится на севере Италии. Археологи, работающие на этом памятнике с 1988 года, обнаружили здесь культурные слои, которые связаны как с неандертальцами, так и с кроманьонцами.

Ана Марин-Арройо (Ana Marin-Arroyo) из Кантабрийского университета совместно с коллегами из Испании и Италии продолжила исследовать материалы, раскопанные в пещере Фумане, сосредоточив свое внимание на останках животных из слоев ранней поры верхнего палеолита. Для начала ученые получили новые радиоуглеродные даты, которые они обработали с помощью байесовского моделирования. Это позволило им датировать отложения с индустрией Улуццо между 44500 и 41100 годами назад. Протоориньякский технокомплекс этой стоянки относится к 42000–39250 годам назад, а поздний протоориньякский технокомплекс – к 40000–37750 годам назад.

Затем исследователи проанализировали 12907 костей животных из слоев протоориньякского времени. Подавляющая часть этих находок (90,6 процента) представляет собой неопределимые остатки. Основной добычей древних людей оказались альпийские горные козлы (Capra ibex), серны (Rupicapra rupicapra), за которыми следовали благородные олени (Cervus elaphus) и европейские косули (Capreolus capreolus). Иногда добычей становились большерогие олени (Megaloceros giganteus), туры или степные бизоны (Bos primigenius / Bison priscus).

Помимо травоядных животных, кроманьонцы из пещеры Фумане добывали плотоядных, среди которых в коллекции находок лучше всего представлены серые волки (Canis lupis) и обыкновенные лисицы (Vulpes vulpes). На многих костях исследователи обнаружили следы разделки и термической обработки. Причем на останках лис и волков присутствуют надрезки, которые указывают на то, что с животных сняли шкуры ради меха. Следы от орудий есть и на птичьих костях.

Ученые отметили, что среди находок оказались и 12 костяных орудий, которые использовались в качестве ретушеров при обработке каменных изделий. Больше половины костей копытных животных принадлежали взрослым особям. Однако некоторые останки принадлежали молодняку. Это подтолкнуло исследователей к мысли, что иногда древние люди охотились в конце весны или летом на стада самок вместе с их детенышами. Причем, судя по костям козерогов, добычу целиком приносили на стоянку, а не разделывали на месте убийства.

Ранее на N + 1 рассказывали о раскопках верхнепалеолитической стоянки Костёнки-17, расположенной в Воронежской области. Археологи обнаружили на этом памятнике 31 раковину пресноводных моллюсков – остатки древнего ожерелья. Среди других находок из этого памятника оказались неорнаментированная пронизка в форме кольца из бивня мамонта и подвеска из ростра белемнита.

Во Франции нашли древнейшие в Европе наконечники стрел