Субарктический климат не помешал кроманьонцам заселить Европу

Палеоантропологи провели анализ стабильных изотопов в 13 образцах зубной эмали копытных животных возрастом около 45 тысяч лет, обнаруженных в пещере Бачо-Киро, и выяснили, что во время прибытия первых кроманьонцев в Юго-Восточную Европу в регионе был субарктический климат. По данным исследователей, во время начальной стадии верхнего палеолита на территории Болгарии условия были сопоставимы с современной обстановкой в Скандинавии или России. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Усовершенствование методов радиоуглеродного датирования позволило установить, что первые Homo sapiens начали проникать в Европу около 45 тысяч лет назад и на протяжении нескольких тысяч лет населяли регион вместе с неандертальцами (H. neanderthalensis). Путь расселения кроманьонцев, вероятно, проходил с Ближнего Востока вдоль побережья Средиземного моря в сторону Пиренейского полуострова и в направлении Балкан и далее вдоль долины Дуная в Центральную Европу. Самые древние находки останков ранних сапиенсов в Европе были сделаны в румынской Пештере-ку-Оаз (37–42 тысячи лет), в Байя-де-Фьер (около 35 тысяч лет) и на некоторых других стоянках. Есть похожие находки и в России, в частности, бедренная кость из Омской области датирована возрастом около 45 тысяч лет. Ученые предполагали, что в период первой миграции сапиенсов на территорию Европы климатическая обстановка межледниковья благоприятствовала широкому расселению.

Древнейшей на сегодня стоянкой H. sapiens в Европе является Бачо-Киро – пещера, расположенная в Центральной Болгарии неподалеку от небольшого города Дряново. Радиоуглеродная датировка находок из культурных слоев, относящихся к кроманьонцам, надежно укладывается в промежуток между 45820 и 43650 лет назад, а, возможно, нижняя граница занятия стоянки находится еще на тысячу лет раньше. Археологи обнаружили здесь ряд фрагментов скелетов нескольких гоминид, многочисленные костяные орудия и украшения (более 11 тысяч), а также большой фаунистический материал.

Сара Педердзани (Sarah Pederzani) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка совместно с учеными из Болгарии, Великобритании, Германии, Португалии, США и Франции провела исследование археологических материалов из пещеры Бачо-Киро, чтобы выяснить, в каких климатических условиях первые H. sapiens заселяли Европу. Для этого исследователи проанализировали стабильные изотопы кислорода и стронция в зубной эмали лошадей (Equus ferus и Equus hydruntinus) и быков / бизонов (Bos / Bison), обнаруженных в нижних культурных слоях пещеры. В общей сложности для исследований были отобраны 13 зубов, датированных между 46 и 44,5 тысячи лет назад.

Обнаруженные в пещере фаунистические остатки представляют виды как адаптированные к обитанию в лесах умеренной зоны, так и к холодной тундровой зоне. Преобладающими таксонами оказались пещерный медведь (Ursus spelaeus), олень, особенно благородный (Cervus elaphus), бык или бизон (Bos / Bison), козлиные, особенно альпийский горный козел (Capra ibex) и лошадь (Equus). Среди адаптированных к холоду животных археологи нашли останки шерстистого мамонта (Mammuthus primigenius), северного оленя (Rangifer tarandus), гигантского оленя (Megaloceros) и росомахи (Gulo gulo). Присутствие этих животных в Юго-Восточной Европе во время морской изотопной стадии 3 весьма необычно.

Анализ стабильных изотопов показал, что по меньшей мере определенный период оккупации человеком пещеры Бачо-Киро характеризовался холодными климатическими условиями. Это противоречит прошлым утверждениям, что H. sapiens заселяли Европу во время теплых периодов позднего плейстоцена. Сравнение температур с современными позволило ученым предположить, что климатические условия во время начальной стадии верхнего палеолита (около 45 тысяч лет назад) в Юго-Восточной Европе были сопоставимы с современными условиями Скандинавии и России.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях первых H. sapiens, пришедших в Европу. Так, палеоантропологи описали новые находки костей и орудий кроманьонцев из пещеры Бачо-Киро возрастом около 45 тысяч лет. Кроме того, шведские палеогенетики выяснили, что перед последним ледниковым максимумом Европу заселили генетически разнообразные популяции охотников-собирателей.

В погребальных урнах позднего бронзового века нашли останки женщины и ребенка