Перед ледниковым периодом Европу заселили генетически разнообразные популяции охотников-собирателей

Шведские палеогенетики выделили полный геном женщины древностью около 34 тысяч лет, останки которой обнаружены в румынской пещере. Сравнение с другими древними геномами показало удивительное генетическое разнообразие популяций охотников-собирателей, населявших Европу перед последним ледниковым периодом. Ученые также отвергли предварительные морфологические данные, что останки схожи с неандертальскими. Статья опубликована в журнале Current Biology.

В последние годы методы палеогенетики позволили секвенировать геномы древних людей. Если обращаться к периоду 30–40 тысячам лет назад, то есть когда предки современных людей расселялись по Европе, то до последнего времени их было известно лишь восемь, большинство из которых выделены из останков с территории современной России. Долгое время человеческие останки из Усть-Ишима в Омской области считались древнейшим известным Homo sapiens из Европы, чей геном ученые смогли выделить. В 2021 году опубликовано исследование, что эта "пальма первенства" отныне принадлежит останкам из пещеры Златый кунь в Чехии.

Женская пещера (Pestera Muierii) находится в румынском уезде Горж. Здесь еще в 1952 году в Европе обнаружен человеческий череп, относящийся к 30–40 тысячам лет назад, что сделало его одной из древнейших находок останков современных людей на территории Румынии. Предварительный морфологический анализ показал, что этот череп имеет значительные неандертальские черты. На это указывали высокий свод черепа, форма затылочной кости, а также «грубые» черты лица. В то же время многие отличительные черты свойственны Homo sapiens. Отметим, что неандертальцы, по мнению современных ученых, вымерли в Европе около 40 тысяч лет назад.

Эмма Свенссон (Emma Svensson) вместе с коллегами из Уппсальского университета выделила полный геном женщины, останки которой обнаружены в румынской Женской пещере, где она жила около 34 тысяч лет назад. Результаты исследования вкупе с другими древними геномами современных людей показали картину высокого генетического разнообразия в Европе, которое заметно снизится во время последнего похолодания (26,5–19 тысяч лет назад) и восстановится уже лишь в эпоху неолита.

Исследователи отметили, что в настоящее время известны геномы восьми современных людей древностью более 30 тысяч лет из четырех мест: Усть-Ишим (n = 1), Костенки (n = 1), Янская стоянка (n = 2) и Сунгирь (n = 4), а геном человека из Женской пещеры — девятый. Заметим, что на самом деле он — десятый, так как авторы статьи не могли знать в момент подготовки публикации о выделении генома женщины из пещеры Златый кунь.

Ученые извлекли ДНК из четырех зубов особи, основываясь на новом подходе, позволяющем многократно повысить объем выделенной ДНК из древних останков. Они отметили, что первоначально антропологи указывали по морфологическим особенностям черепа исследуемых останков на схожесть с неандертальцами. Однако в полученном геноме неандертальская примесь составляла лишь 3,1 процента, что незначительно выше показателей у современных европейцев (2,2–2,7 процентов).

Палеогенетики пришли к выводу, что в доледниковой Европе существовало удивительное генетическое разнообразие до начала последнего ледникового периода. После него, по-видимому, низкий уровень разнообразия вызван реколонизацией Европы небольшими группами охотников-собирателей из нескольких рефугиумов, который сохранялся вплоть до новых переселений из Африки и Ближнего Востока уже земледельческих популяций.

Ранее на N + 1 мы уже рассказывали, как генетика позволила сделать новые открытия в археологии и антропологии. Так, недавно расшифровали старейший геном современного человека из пещеры Златый кунь, а также впервые установили личность участника погибшей экспедиции Франклина.

Большинство мужчин тшинецкого культурного круга унаследовали Y-хромосому от европейских охотников-собирателей