В почке отключили всего один ген
Американские хирурги рассказали о том, что пересадили генетически модифицированную почку свиньи мужчине со смертью мозга, при этом почка продолжала нормально работать спустя 32 дня. Пока что это самый длительный период, в течение которого свиная ГМ-почка функционировала у человека. Новость опубликована на сайте Медицинского центра Нью-Йоркского университета.
Поскольку ресурс донорских органов ограничен, ученые ищут разные способы его увеличения. И в последние несколько лет все более перспективным выглядит трансплантация органов от животных, которым с помощью генетических модификаций придают меньшую иммуногенность и увеличивают совместимость с человеческими тканями. Так, в 2022 году хирурги впервые пересадили свиное ГМ-сердце мужчине с тяжелой аритмией. Он прожил с новым органом почти два месяца, и скончался, вероятно, от введения внутривенных иммуноглобулинов, хотя до этого врачи обвиняли в смерти пациента свиной цитомегаловирус из трансплантата.
Еще до этого, в 2021 году, врачи успешно подключили свиную ГМ-почку к организму умирающей женщины, однако орган не помещали в тело пациентки. Спустя два месяца врачи провели подобную операцию еще раз.
Теперь Роберт Монтгомери (Robert Montgomery) из Медицинского центра Нью-Йоркского университета, который выполнял операции по пересадке свиных ГМ-почек и двух ГМ-сердец, сообщил, что его команда в третий раз успешно пересадила свиную ГМ-почку пациенту со смертью мозга и что орган нормально выполняет свои функции уже больше месяца.
Чтобы проверить функциональность новой почки, обе родные почки реципиента удалили хирургическим путем. Затем ему пересадили одну почку свиньи, которая сразу же начала вырабатывать мочу без каких-либо признаков отторжения. Лабораторные и гистологические исследования показывали сохранную функцию пересаженной почки на протяжении как минимум 32 дней.
Врачи сообщают всего об одной генетической модификации — об отключении гена, кодирующего галактоза-альфа-1,3-галактозу (alpha gal), которая ответственна за реакцию острого отторжения ксенотрансплантатов из-за циркулирующих у людей антител к этой молекуле. Кроме того, врачи встроили тимус свиньи под капсулу почки, чтобы предотвратить новые, замедленные иммунные реакции. Врачи использовали стандартные препараты для иммуносупрессии в сочетании с усиленным скринингом на цитомегаловирус свиньи.
Об этических вопросах создания и использования генетических модификаций в медицине можно почитать в нашем блоге.
Даже небольшое количество этанола защитило бы от кишечной палочки
Исследование американских ученых показало, что в безалкогольном пиве создается среда, способствующая росту и выживанию патогенов. Эксперименты показали, что в таком пиве выживают кишечная палочка и сальмонелла при температуре 14 градусов Цельсия. При этом даже небольшое содержание алкоголя (четыре процента объемной доли этанола) защищало от размножения микробов. Исследование опубликовано в Journal of Food Protection. Считается, что пиво защищено от пищевых патогенов из-за ряда характеристик. К ним относятся концентрация этанола (обычно 3,5–5,0 процентов объемной доли этанола), горькие кислоты хмеля, низкий уровень рН (3,9–4,4), большая концентрация растворенного углекислого газа, низкое содержание кислорода и недостаток питательных веществ. Кроме того, такие методы обработки, как кипячение сусла, пастеризация и хранение в холодильнике, обеспечивают дополнительную защиту от вредных микроорганизмов. Однако сегодня растет спрос также на слабоалкогольное и безалкогольное пиво. При этом практически ничего не известно о том, какие микробиологические процессы происходят в такой среде, и какой риск развития пищевых патогенов в таких напитках. Рэнди Воробо (Randy Worobo) с коллегами с Сельскохозяйственной опытной станции штата Нью-Йорк исследовали восприимчивость безалкогольного пива к росту распространенных пищевых патогенов. Для этого они заражали образцы пива (безалкогольного и слабоалкогольного) тремя микроорганизмами — E. coli O157:H7, Salmonella enterica и Listeria monocytogenes. После этого пиво хранили при разных температурах в течение 63 дней, а затем исследовали степень контаминации. Анализ показал, что в безалкогольном пиве рост и выживание патогенов происходит лучше, чем в слабоалкогольном. При хранении безалкогольного пива при температуре 14 градусов Цельсия в нем наблюдался значительный рост E. coli O157:H7 и S. enterica (при температуре четыре градуса Цельсия роста не было). Ученые не находили статистически значимых признаков развития листерий в безалкогольном пиве. Примечательно, что уровень pH не оказывал существенного влияния на выживаемость патогенов. Это исследование показывает, что безалкогольное пиво должно храниться по особым нормам, которые не обязательны для обычного пива. В частности, производителям необходимо рассмотреть вопрос о добавлении этой информации на этикетки. В дальнейшем необходимо изучить влияние других характеристик на пищевую безопасность безалкогольного пива. Пиво интересует не только врачей, но и физиков. Недавно мы рассказывали, что физики теоретически и экспериментально обнаружили, что танец арахиса происходит из-за поверхностных свойств боба, на которых образование пузырьков предпочтительнее, чем на стенках стакана.