Продолжение: Человек с пересаженным свиным ГМ-сердцем умер от внутривенных иммуноглобулинов. Свиной цитомегаловирус не виноват
Причиной смерти первого в мире человека, которому пересадили генно-модифицированное свиное сердце, стал так называемый свиной цитомегаловирус — Suid betaherpesvirus 2 — вирус из семейства герпесвирусов. Об этом со ссылкой на слова хирурга, проводившего трансплантацию, заявило издание MIT Technology Review.
11 января 2022 года Университет Мэриленда опубликовал новость о том, что университетским врачам удалось пересадить генетически модифицированное свиное сердце 57-летнему Дэвиду Беннетту, который страдал от тяжелой, угрожающей жизни, аритмии. Врачи использовали свинью, у которой отключили гены, отвечающие за синтез иммунных посредников, и в геном которой добавили гены, снижающие активность иммунитета против чужеродных тканей. Также ученые заблокировали ген, который потенциально отвечает за чрезмерное разрастание сердечной ткани.
Несмотря на то, что первые 40 дней после операции пациент чувствовал себя хорошо, а новое сердце работало, по словам лечащего хирурга, как «рок-звезда», 8 марта он скончался. Причину смерти тогда установить не удалось, а университет заявил, что ведется исследование всех возможных факторов, которые могли бы повлиять на ухудшение состояния пациента.
Теперь, как заявляет в своей статье Антонио Регаладо (Antonio Regalado), ссылаясь на Бартли Гриффита (хирурга, который проводил трансплантацию), причиной смерти стоит считать найденный в трансплантате свиной цитомегаловирус — Suid betaherpesvirus 2 из семейства герпесвирусов, который вызывает у свиней ринит, пневмонию и нарушения вынашивания потомства.
Чтобы следить за состоянием трансплантата, врачи использовали секвенатор ДНК, чтобы вовремя обнаружить увеличение циркулирующих фрагментов генов свиньи — это было бы признаком того, что клетки свиного сердца разрушаются. Кроме того, кровь пациента постоянно проверяли на присутствие десятков бактериальных и вирусных агентов.
По словам Гриффита, через 20 дней после операции анализ крови показал, что в организме присутствует Suid betaherpesvirus 2. Однако его концентрация была настолько низкой, что этот результат интерпретировали как ошибочный. К тому же, врачи не сомневались, что лабораторные свиньи точно не могут быть заражены чем-либо.
Из-за того, что анализ на свиной цитомегаловирус проводится в течение 10 дней, врачи не могли уследить за бурным размножением вируса внутри клеток трансплантата. Как считает Гриффит, именно этот процесс в дальнейшем и вызвал цитокиновый шторм, который стал непосредственной причиной смерти пациента. Его симптомы появились на 43 день после пересадки: пациент проснулся утром с лихорадкой и нарушениями дыхания.
Врачи столкнулись с двумя проблемами в лечении этого недуга. Первая, общеизвестная, проблема состояла в том, как заставить работать иммунную систему пациента, которую специально угнетали медикаментозными препаратами, чтобы она не отторгла трансплантат. Вторая проблема, более узкая, заключалась в простом отсутствии этиологического лечения — никому никогда не приходилось лечить человека от этого вируса. Терапией отчаяния стал цидофовир — препарат, который используется у больных СПИДом для лечения цитомегаловирусного ретинита. Вдобавок к этому ему вводили внутривенный иммуноглобулин.
Через сутки от начала лечения пациенту стало лучше, однако через неделю ему снова стало плохо, а трансплантат начал работать неправильно. По словам Гриффита, на вскрытии в сердце не нашли признаков иммунного отторжения трансплантата. Вместо этого ученые обнаружили воспалительные изменения. Примерно такие же, какие обнаружили немецкие ученые, которые пересаживали свиные сердца бабуинам. Тогда исследователи выяснили, что при наличии свиного цитомегаловируса сердце сохранялось всего пару недель, в то время как органы без вируса работали более полугода.
Гриффит предполагает, что в сердце пациента в ответ на воспаление повысилась проницаемость капилляров, что вызывало отек, который в свою очередь спровоцировал фиброз и необратимую диастолическую сердечную недостаточность. Тем не менее еще слишком рано говорить наверняка, почему умер Беннетт, и исследователи все еще рассматривают другие варианты. Кроме того, врачи беспокоятся, что допустили ошибку, дав пациенту две дозы человеческих антител. Поздние тесты показали, что препарат содержал антитела против свиных антигенов, и они также могли повредить орган.
Эта новость взволновала компании, занимающиеся выращиванием свиней для пересадки органов. Предполагается, что свиньи (тем более генно-модифицированные), выращенные для получения органов, не содержат вирусов и других патогенов, поскольку выращены в лабораторных условиях. Смерть пациента из-за свиного инфекционного агента теперь ставит под сомнение безопасность пересадок от специально выращенных животных. Биотехнологическая компания Revivicor, которая выращивала и модифицировала геном свиней, отказалась от комментариев и пока не дала никаких публичных заявлений по поводу обнаружения вируса в трансплантате их производства.
С помощью генной инженерии сегодня лечат большой пул заболеваний, которые ранее считались неизлечимыми. Ранее мы рассказывали, что она помогла детям с врожденным иммунодефицитом и буллезным эпидермолизом.
Слава Гоменюк
Статистику собирали в США
Филлис Зи (Phyllis Zee) из Северо-западного университета в Чикаго с коллегами провела анализ данных проспективного когортного исследования и обнаружила, что у женщин с постоянным коротким сном во время первой беременности и несколько лет после нее повышен риск развития метаболического синдрома. В анализ вошли 3922 женщины (средний возраст 27,3 года), включенные в исследование NuMoM2b-HHS с октября 2010 по сентябрь 2013 года во время их первой беременности. Наблюдение за ними продолжали от двух до семи лет (медианно 3,1 года). Стойким коротким сном считали сон менее семи часов в сутки во время беременности и периода наблюдения. Результаты опубликованы в журнале JAMA Network Open.