TESS нашел более пяти тысяч кандидатов в экзопланеты за три года работы

Астрономы из команды космического телескопа TESS подвели промежуточные итоги за первые три года его работы. Число найденных кандидатов в экзопланеты составило 5210 штук, из них 177 уже подтверждено данными наблюдений наземных телескопов, сообщается на сайте Массачусетского технологического института.

TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite) отправился в космос весной 2018 года, а научные наблюдения начал через несколько месяцев после старта. Телескоп ведет поиск экзопланет у близких к Солнцу ярких звезд, отслеживая периодические падения их блеска во время прохождения планеты по диску звезды. При этом, в отличие от телескопа «Кеплер», поиск охватывает 85 процентов всего неба, разбитые на 26 секторов. Основной интерес для TESS представляют небольшие планеты, особенно каменистые, которые могут находиться в обитаемой зоне своих звезд. Наиболее чувствителен телескоп к экзопланетам с орбитальным периодом менее 13 дней, однако способен находить объекты с периодом более 100 дней.

В середине 2020 года телескоп завершил основную научную программу, просканировав около 75 процентов небесной сферы, после приступил к расширенной научной программе, включающей в себя северное и южное полушария неба, область эклиптики и участки, ранее наблюдавшиеся телескопом «Кеплер». К 2021 году количество найденных TESS кандидатов в экзопланеты (для этого требуется пронаблюдать два события транзита планеты по диску звезды) превысило 2400 штук.

20 января 2022 года руководители научной программы TESS из Института астрофизики и космических исследований Кавли Массачусетского технологического института подвели текущие промежуточные итоги работы. Число найденных кандидатов в экзопланеты составило 5210 штук, из них 177 уже подтверждено данными наблюдений наземных телескопов. Для сравнения — телескоп «Кеплер» за первые три года своей работы открыл немногим более 3600 кандидатов в экзопланеты.

TESS совершает открытия не только в области экзопланетологии, но и астрофизики — он открыл вспышки сверхновых типа Ia в далеких галактиках и событие приливного разрушения звезды сверхмассивной черной дырой, увидел оптическое послесвечение гамма-всплеска и даже открыл возможные экзокометы.

Ранее мы рассказывали о том, как TESS отыскал падающий на звезду ультрагорячий юпитер, помог определить свойства гигантской кометы из облака Оорта и нашел систему из двух карликов и экзопланеты.

Астрономы отыскали девять редких двойных цефеид