Телескоп TESS завершил основную научную программу

Космический телескоп TESS завершил основную научную программу, просканировав около 75 процентов небесной сферы. Телескопу за два года удалось обнаружить 2,1 тысячи кандидатов в экзопланеты, из которых 66 было подтверждено, а также совершить ряд открытий в области астрофизики, сообщается на сайте NASA.

Основная задача обсерватории TESS заключается в поиске экзопланет методом транзитной фотометрии у ярких звезд, расположенных на расстоянии до трехсот световых лет от Земли. Телескоп регистрирует небольшие периодические изменения блеска звезд, которые вызываются прохождениями планет по их диску. Чтобы отслеживать подобные события TESS оснащен четырьмя телескопами с шестнадцатью ПЗС-матрицами разрешением 16,8 мегапикселя. Каждый из телескопов имеет поле зрения 24 на 24 градуса, что суммарно дает поле зрения в виде длинной полосы неба. Раз в 27 дней обсерватория меняет область наблюдения.

Первый снимок TESS прислал в мае 2018 года, но приступил к работе только в конце июля, а уже в середине сентября 2019 года стало известно о первой открытой им экзопланете. В июле 2019 года TESS завершил обзор южного полушария небесной сферы, получив огромное количество научных данных. К сентябрю прошлого года телескоп нашел более тысячи кандидатов в экзопланеты и даже открыл три экзокометы, шесть сверхновых типа Ia и зафиксировал вспышку от разрушения звезды черной дырой.

4 июля 2020 года TESS завершил свою основную научную программу, просканировав около 75 процентов небесной сферы. На счету обсерватории 2,1 тысячи обнаруженных кандидатов в экзопланеты и 66 подтвержденных экзопланет. Среди последних открытий, сделанных TESS, можно отметить вспышку кометы 46P/Виртанена, закономерности в пульсациях звезд, а также нептуноподобную экзопланету в системе близкой к Солнцу звезды AU Микроскопа и землеподобную экзопланету TOI-700d, находящуюся в обитаемой зоне у красного карлика.

В настоящее время TESS работает в рамках расширенной научной программы, которая продлится до сентября 2022 года. Обсерватория наблюдает за южным небом, определяя яркость тысяч звезд каждые двадцать секунд, что позволит изучать вспышки активности звезд и их пульсации. Затем TESS переключится на исследования северного полушария неба и областей вблизи плоскости эклиптики.

В настоящее время в космосе работает еще один «охотник за экзопланетами» — телескоп CHEOPS, предназначенный для их детального исследования. Он уже продемонстрировал ученым, что точность получаемых им данных в пять раз выше, чем в случае наземных наблюдений.

Космическая обсерватория «Евклид» прислала первые снимки