Обсерваторию CHEOPS подготовили к полноценной работе

Космический телескоп CHEOPS, предназначенный для исследования экзопланет, успешно завершил трехмесячный этап ввода в эксплуатацию и готовится к началу полноценных наблюдений в конце апреля. Обсерватория уже успела пронаблюдать пару звезд с экзопланетами и уточнила размер горячего юпитера KELT-11b, сообщается на сайте Европейского космического агентства.

Задачей космического телескопа CHEOPS (Characterising Exoplanet Satellite) является исследование экзопланет методом транзитной фотометрии — обсерватория отслеживает небольшие изменения блеска звезды во время прохождения планеты по ее диску, что позволяет более точно определять их размеры и примерную плотность. Основными целями наблюдений будут планеты с массами между массой Земли и Нептуна.

Запуск обсерватории в космос состоялся 18 декабря 2019 года, а в конце января он успешно запустил оптическую систему. В течение трех месяцев специалисты проводили полетные испытания телескопа, который наблюдал за хорошо изученными звездами, чтобы понять, настолько точно он наводится на цель и способен удерживать ее в поле зрения. Испытания показали, что в течение нескольких часов, пока обсерватория движется вдоль своей орбиты, изображение звезды всегда остается в пределах одной и той же группы пикселей в детекторе, что считается крайне хорошим результатом.

В течение последних двух недель испытательного периода CHEOPS пронаблюдал две звезды, у которых ранее были открыты экзопланеты. Одной из целей стал желтый субгигант HD 93396, расположенный на расстоянии 320 световых лет от Солнца, который в три раза больше нашего светила. Вокруг этой звезды обращается распухший горячий юпитер KELT-11b, который намного ближе к своей звезде, чем Меркурий к Солнцу. Телескоп смог пронаблюдать восьмичасовой транзит планеты по диску звезды, на основании этих данных ученые очень точно определили диаметр планеты, который составил 181600 ± 4300 километров. Астрономы заключили, что точность данных, получаемых телескопом, в пять раз выше, чем в случае наземных наблюдений.

В настоящее время CHEOPS готовится к началу полноценной наблюдательной кампании в конце апреля. Первыми целями для наблюдений станут горячая суперземля 55 Рака е, теплый нептун Глизе 436b, который активно теряет атмосферу, белый карлик, а также многие другие звезды, обладающие планетами.

О том, как CHEOPS будет изучать экзопланеты можно узнать в нашем материале «Слетаем за подробностями».

Станция «Чандраян-3» вышла на окололунную орбиту