TESS нашел систему из двух карликов и экзопланеты

Астрономы при помощи космического телескопа TESS обнаружили необычную планетную систему, состоящую из оранжевого и белого карликов, а также газового гиганта. Исследования подобных систем важны для понимания влияния звезд на характеристики планет в кратных системах. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Несмотря на то, что примерно половина всех звезд Млечного Пути представляют собой системы из двух и более тел, к настоящему времени подавляющее большинство известных экзопланет были найдены у одиночных звезд. Наличие у звезды компаньонов сильно влияет на архитектуру и свойства планетной системы, в частности, это может ограничивать пространство, где возможны стабильные орбиты планет, сокращать время жизни протопланетных дисков или подавлять образование планетезималей. Еще одной важной и малоизученной проблемой является понимание взаимосвязей между эволюцией звезд и их планет. Большинство известных экзопланет были найдены у звезд главной последовательности, которые в финале своей жизни могут превратиться в красного гиганта с образованием белого карлика, способного в дальнейшем разрушать и поглощать близкие к нему экзопланеты или планетезимали.

Группа астрономов во главе с Дэвидом Мартином (David V. Martin) из Университета штата Огайо сообщила об открытии необычной системы TOI-1259, расположенной на расстоянии 385 световых лет от Солнца и состоящей из карликовой звезды спектрального типа К, экзопланеты и белого карлика. Первоначально система наблюдалась космическим телескопом TESS в период с июля 2019 года по июль 2020 года, затем ее исследовали несколько наземных телескопов.

Оранжевый карлик TOI-1259A обладает массой 0,68 массы Солнца, радиусом 0,73 радиуса Солнца и эффективной температурой 4775 кельвин. Его компаньоном выступает белый карлик TOI-1259B, масса которого оценивается в 0,56 массы Солнца, радиус — 0,013 радиуса Солнца, а эффективная температура — в 6300 кельвинов. Расстояние между звездами составляет 1648 астрономических единиц, а возраст системы оценивается в 4,08 миллиардов лет. Экзопланета TOI-1259Ab, входящая в систему, совершает один оборот вокруг K-карлика за 3,48 земных дня и обладает массой 0,44 массы Юпитера и радиусом 1,02 радиуса Юпитера.

Предполагается, что прародитель белого карлика был звездой с примерной массой 1,59 масс Солнца, которая находилась гораздо ближе к своему компаньону (900 астрономических единиц), чем сейчас. Что же касается экзопланеты, то если она изначально сформировалась как газовый гигант, то к ее текущей орбитальной конфигурации мог привести резонанс Козая-Лидова, вызвавший миграцию тела. Кроме того, астрономы пришли к выводу, что TOI-1259Ab является хорошей целью для исследований атмосферы экзопланеты при помощи будущего космического телескопа «Джеймс Уэбб».

Ранее мы рассказывали о том, как избыток водорода на белом карлике объяснили поглощением богатой водой планетезимали и впервые нашли объект планетарного масштаба у белого карлика.

Астрономы отыскали двух кандидатов в спиральные галактики с полярными кольцами