Биоархеологи заподозрили в древних жителях России грибников

Биоархеологи сравнили рацион населения лесной и степной зон Восточной Европы IV–III тысячелетий до нашей эры и подтвердили, что ямники в основном употребляли в пищу мясо и молоко домашних животных. Жители же лесной зоны питались преимущественно мясом диких животных и рыбой. Кроме того, ученые предположили, что население обеих зон употребляло в пищу грибы. Результаты этого исследования опубликованы в журнале Уральский исторический вестник.

В IV–III тысячелетиях до нашей эры, то есть в эпоху энеолита и ранней бронзы, на обширных территориях степной зоны Восточной Европы сложилась ямная археологическая культура. Скотоводческие племена этой культуры, по всей видимости, были носителями индоевропейских языков, которые оказали серьезное влияние на население Европы. Так, следы миграции ямников на Запад привели к серьезному изменению генофонда многих популяций бронзового века. Недавние исследования показали, что ямники умели делать орудия из метеоритного железа, начали пить молоко животных, распространяли коноплю, а их лошади оказались предками всех современных домашних коней.

В это же время в лесной и лесостепной зонах центра Русской Равнины и Среднего Поволжья развивалась волосовская археологическая культура, которую исследователи относят к позднему неолиту и эпохе раннего металла. Свое название она получила еще в начале XX века в честь одноименной стоянки, расположенной во Владимирской области. Основу хозяйства носителей этой культуры, которые относятся к северному европеоидному антропологическому типу, составляли рыболовство и охота. Они умели изготавливать керамику, а также продолжали пользоваться в основном каменными и костяными орудиями.

В эпоху бронзы (или позднего неолита) в бассейне Средней и Нижней Оки сложилась шагарская культура, основные памятники которой расположены в пределах Мещерской низменности. Свое название она получила в честь многослойного поселения Шагара-I и Шагарского грунтового могильника, раскопки которых идут с 1984 года. Носители этой культуры вели схожий с волосовцами тип присваивающего хозяйства, занимаясь в основном охотой, рыбной ловлей и собирательством. Однако, по мнению некоторых исследователей, они уже начали постепенно переходить к производящему хозяйству, одомашнив озерную дичь – гусей и уток.

Наталия Шишлина (Natalia Shishlina) из Государственного исторического музея совместно с учеными из Института геохимии и аналитической химии РАН исследовала рацион людей, населявших в IV–III тысячелетиях до нашей эры лесную и степную зоны Восточной Европы. Выборка включала носителей волосовской, шагарской и ямной археологических культур.

Археологический материал, собранный на памятниках этих культур, указывает на то, что жители лесной зоны питались в основном мясом диких животных — лося, бобра, барсука и птицей, а также рыбой — щукой, карасем, сомом, линем и сазаном. Скотоводческое население степной зоны питалось преимущественно мясом домашних животных. Кроме того, на их стоянках присутствуют кости куланов, газелей и сайгаков, а исследования керамических сосудов и зубов показывало, что в пищу употреблялись и дикие съедобные растения.

Биоархеологи провели анализ стабильных изотопов азота и углерода в костной ткани древних индивидов из Калужской, Вологодской, Ростовской и Московской области, а также Республики Калмыкия и территорий Кавказа. Результаты исследования показали, что носители волосовской культуры питались в основном продуктами наземного животного происхождения, а также рыбой. Представители шагарской культуры также зависели от животного белка, но в несколько меньшей доле. По всей видимости, в их рационе большую роль играла рыба. Ученые также обнаружили, что в рационе волосовского населения было достаточно пищи с большими значениями изотопа азота. Вероятно, это свидетельствует об употреблении в пищу грибов, а также лесных орехов.

Исследователи обнаружили, что значения изотопов азота крайне высокие и у носителей ямной культуры. Это указывает на то, что питание степняков, помимо мясной и молочной продукции, также включало водный компонент, например, речную рыбу, моллюсков и водные растения. Вариативность значений изотопов азота и углерода, по мнению биоархеологов, свидетельствует о том, что стада домашних животных выпасались на пастбищах с разной растительностью. Это также могло повлиять на высокие значения изотопов азота. Кроме того, ученые предположили, что и ямники могли употреблять в пищу грибы.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях рациона древнего населения России. Так, ученые выяснили, что оседлые гунны на рубеже нашей эры питались не только мясом, но и просом, а также рыбой. А население Прибайкалья в эпоху раннего неолита в основном питалось рыбой и мясом нерп.

На западе Германии обнаружили вооруженного до зубов франкского воина