Биоархеологи исследовали останки людей эпохи раннего неолита, которые обнаружили в прибайкальском могильнике Шаманка-II, и выяснили их рацион. Анализ стабильных изотопов показал, что речная и озерная рыба, а также байкальские нерпы были основой питания древнего населения. Примечательно, что люди употребляли значительную часть растительной пищи, вклад которой сопоставим с наземной фауной. Результаты этого исследования опубликованы в журнале Archaeological Research in Asia.
На южном побережье озера Байкал расположен могильник Шаманка-II, который включает разновременные погребальные комплексы, относящиеся к эпохам раннего неолита, ранней бронзы и раннего железа, а также ритуальные объекты. Большая часть погребений относится к самому раннему из этих периодов, то есть к VI–V тысячелетиям до нашей эры, и связана с носителями китойской археологической культуры. Основные раскопки здесь проводились в 1998–2006 годах, когда археологи обследовали 95 ранненеолитических могил с останками 152 человек.
Большинство людей были похоронены в вытянутом положении на спине, гораздо реже — на животе или боку. Кроме того, некоторых людей помещали в могилу в скорченном или сидячем положении. Примечательно, что на этом памятнике в 82 погребениях были отмечены нарушения анатомической целостности скелетов, что было сделано, по всей видимости, в ритуальных целях. Археологи отмечают, что в Шаманке-II зафиксирован единственный симбиоз медвежьего святилища и погребального обряда. Помимо останков людей, ученые обнаружили здесь более 12 тысяч предметов, большая часть которых представляет собой бусины и подвески из зубов маралов и тарбаганов.
Ян Шарлотта (Ian Scharlotta) из Университета штата Техас совместно с учеными из России и Японии исследовал рацион жителей Прибайкалья эпохи раннего неолита. Для этого биоархеологи решили изучить значения стабильных изотопов стронция, углерода и азота. В общей сложности они отобрали для анализов останки 23 человек из могильника Шаманка-II, из которых четверо были юношами (16–20 лет), а 19 человек — взрослыми. Ученые отметили, что захоронения в могильнике проводились в два разных периода — около 7756–7052 и 6893–6577 лет назад.
Результаты исследования показали, что рыба обеспечивала до 40 процентов рациона. Примечательно, что, по всей видимости, изначально люди больше ловили ее в реках, например, в Иркуте, а не в самом Байкале. Единственным крупным источником пищи оказались тюлени (нерпы), которые составляли до 23 процентов рациона. По мнению ученых, это любопытно, поскольку их добыча весьма сложна и сезонно ограничена. Вероятно, их ловили в холодные зимние месяцы, когда Байкал замерзал.
Биоархеологи обнаружили, что растительная пища составляла значительную часть рациона (до 23 процентов), возможно, даже больше, чем наземная фауна (до 18 процентов). Кроме того, ученые заметили различия в питании людей, похороненных на разных участках могильника примерно в одно время. Вероятно, это свидетельствует о присутствии групп, которые были сосредоточены на конкретных ресурсах и способах их добычи.
Ученые отметили, что использование растительных ресурсов в качестве питания у культур раннего неолита никогда не вызывало сомнений. Однако не было известно, могли ли они быть доступны в достаточных количествах, чтобы это было заметно по значениям стабильных изотопов. Так, например, ягоды не содержат достаточного количества белка, чтобы его можно было заметить в коллагене. Возможно, в качестве пищи использовались побеги рогоза и ивы, которые были доступны до поздней весны или начала лета, а летом и осенью — луб и орехи.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях сибирских древностей. Так, археологи выяснили, что останкам людей из Фофановского могильника около 8000 лет. Кроме того, ученые узнали, что древние сибирские охотники-собиратели назначили лося на роль проводника в загробный мир.
Михаил Подрезов
Он датируется V-IV тысячелетиями до нашей эры
Северо-Западная археологическая экспедиция Эрмитажа, ведущая раскопки на неолитическом свайном поселении Сертея-II, обнаружила необычный артефакт. В слое, относящемся к V–IV тысячелетиям до нашей эры, исследователи нашли древко дротика для копьеметалки, изготовленное в виде змеи с открытым ртом, в который первоначально вставлялся наконечник. Как сообщается в паблике Государственного Эрмитажа во вконтакте, подобных предметов на памятниках каменного века в нашей стране раньше не находили. По-видимому, в древности оружие потеряли во время охоты или оставили на берегу в качестве ритуального подношения.