Генетики нашли предков иберийцев ранней бронзы в Центральной Европе

Палеогенетики исследовали ДНК 136 жителей юго-восточной Иберии медного и бронзового века. Оказалось, что культурные изменения, связанные с появлением Эль-Аргарской археологической культуры, сопровождались притоком населения со степным происхождением. После 2100 года до нашей эры в местной популяции стала преобладать одна гаплогруппа Y-хромосомы, происходившая из Центральной Европы. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

В эпоху ранней бронзы в Европе происходили серьезные популяционные изменения, связанные с миграцией из Волго-Донских степей племен ямной культурно-исторической общности. Население Северной и Центральной Европы в этот период в основном происходило от ранних земледельцев, распространившихся из Анатолии, и древних групп охотников-собирателей. Миграция ямников сопровождалась широким распространением генов, имевших степное происхождение. Это привело к формированию нескольких крупных родственных археологических культур или общностей, например, культуры боевых топоров или традиции колоколовидных кубков.

В конце медного века существенные изменения начались и в Иберии, где около 2200 года до нашей эры сложилась Эль-Аргарская археологическая культура. В этот период крупные укрепленные поселения, например, Лос-Милларес, оказались заброшены. Многочисленные же небольшие поселения стали возникать на вершинах холмов. Изменился погребальный обряд — произошел отказ от сооружения мегалитов в пользу погребений внутри поселения. Часто хоронили прямо под полами домов, в том числе в кувшинах.

Вольфганг Хаак (Wolfgang Haak) из Института человеческой истории Общества Макса Планка совместно с учеными из Австрии, Германии, Испании и США исследовал генетическую историю населения Южной Иберии медного и бронзового века. В общей сложности генетики изучили ДНК 96 индивидов бронзового века, связанных с носителями Эль-Аргарской культуры и современных им жителей Иберии и Балеарских островов, а также 34 человек позднего неолита/медного века и шесть индивидов позднего бронзового века. Эти люди жили в период между 3300 и 1200/1000 годами до нашей эры.

В ходе исследования ученые обнаружили два случая анеуплоидии — у одного человека наблюдался синдром Клайнфельтера (XXY-хромосомы), а у другого — XYY-синдром. Генетики отметили, что жители Южной Иберии медного века происходили от местного неолитического населения (вклад от популяций древних охотников-собирателей оказался около 6,1±1,3 до 7,2±1,3 процента). По всей видимости, в формировании этого населения участвовали не только мигрировавшие в эпоху неолита анатолийские земледельцы, но и жители Леванта или Ирана.

Серьезный демографический сдвиг в Южной Иберии произошел около 2200 года до нашей эры, что совпало с появлением жителей, связанных со степью. Параллельно произошел крах местной культуры, что, возможно, связано с климатическими изменениями — так называемой засухой XXII века до нашей эры (прямых палеоклиматических свидетельств этому в Испании мало). По мнению, палеогенетиков степняки оказались в Северной Иберии около 2400 года до нашей эры и примерно за 300 лет распространились по всему полуострову. После 2100 года до нашей эры преобладающей гаплогруппой Y-хромосомы стала R1b-P312.

Генетики отметили, что на памятниках Ла-Альмолойя (подробно о нем можно узнать в нашем материале «Принцесса из Ла Альмолойи») и Ла-Бастида к гаплогруппе R1b-Z195 (она происходит от P312) относились уже 35 из 36 мужчин, живших в период между 2134 и 1947 годами до нашей эры. По данным исследователей, этот вариант происходит из Центральной Европы и связан с носителями традиции колоколовидных кубков.

Примечательно, что на позднем памятнике Эль-Аргарской культуры генетики нашли индивида, который, по всей видимости, имел марокканское происхождение. Ученые не обнаружили никаких свидетельств сокращения численности населения на рубеже медного и бронзового века, а также не нашли признаков инбридинга. Кроме того, анализ родственных связей внутри популяций Южной Иберии показал генетическую связь между мужчинами — свидетельство патрилинейности.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях палеогенетиков, раскрывающих происхождение популяций бронзового века. Так, ученые выявили ряд крупных миграций, благодаря которым сформировались основные центральноевропейские археологические культуры. Кроме того, биологи установили, что таримские мумии принадлежали популяции, происходившей от древних северных евразийцев.

Британец нашел две древнеримские спаты