Археологи из Сибирского отделения РАН подтвердили, что гунны во II веке до нашей эры – I веке нашей эры могли жить на территории Забайкалья оседло. Основу их рациона питания составляла не только продукция животноводства, но и зерновые культуры, а также рыба. Это стало подтверждением результатов ранних археологических раскопок. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.
Гунны (хунны, сюнну) – это народ, который известен по китайским источникам еще с III века до нашей эры. Грандиозную славу эти кочевники получили благодаря победоносному продвижению в Европу из Центральной Азии в IV веке нашей эры. Покорив многие европейские регионы и страны, например, государство Германариха, гунны оказали серьезное влияние на Великое переселение народов. Наибольшего могущества кочевая империя достигла при легендарном правителе Аттиле, наводя страх и ужас на римские провинции.
На территории современной Монголии и Забайкалья в конце I тысячелетия до нашей эры гунны пришли на смену скифским культурам. Первые памятники этой эпохи в Сибири, например, могильник Ильмовая падь, обнаружены еще в XIX веке. Хотя гунны всегда оставались истинными кочевниками, но на некоторых стоянках археологи обнаружили зерна проса, а также сельскохозяйственный инвентарь. Это позволило предположить, что гунны могли вести и оседлый образ жизни, занимаясь не только скотоводством, но и земледелием.
Николай Крадин (Nikolay Kradin) совместно с коллегами из Сибирского отделения Российской академии наук провел исследование останков с археологических памятников эпохи гуннов в Забайкалье, относящихся к концу II века до нашей эры – I веку нашей эры, чтобы реконструировать рацион питания местных жителей.
Исследователи отобрали 38 образцов костей, принадлежавших 9 людям, 28 травоядным животным и одной собаке. Эти находки сделаны в Республике Бурятии на могильниках Ильмовая падь (Кяхтинский район), Гуджир-Мыгэ и Енхор (оба – Джиджинский район), Баргай (Тарбагатайский район), Нур-Тухум (Селенгинский район) и в селении Мангиртуй (Бичурский район).
Изотопный анализ показал, что рацион питания травоядных животных состоял в основном из степных трав и схож с предыдущими исследованиями останков из Монголии, Северного Казахстана и Сибири. Однако археологи обнаружили, что у останков овец и коз из Ильмовой пади и Нур-Тухума присутствует максимальное обогащение тяжелым изотопом азота, что может быть объяснено пастбищной дигрессией. Такие условия характерны для территорий вблизи поселений с полуоседлым или оседлым хозяйственным укладом, когда круглогодичный выпас скота происходит на ограниченной территории.
Археологические данные и исторические свидетельства указывают, что скотоводство выступало основным видом хозяйственной деятельности гуннов. Это подразумевает, что их основным источником питания были мясо и молочные продукты. Изотопный анализ показал, что гунны Забайкалья имели смешанный рацион питания, состоящий главным образом из животной продукции и проса. Возможно, они также потребляли небольшое количество пшеницы и ячменя. Кроме того, находки орудий лова и костей пресноводных рыб, таких как таймень, ленок, хариус, омуль и осетр, указывают еще на одну часть рациона питания.
Археологи пришли к выводу, что последние исследования изменили представления о хозяйстве гуннов, которое хоть и основывалось на скотоводстве, но и включало сельское хозяйство и лов рыбы. Раскопки также подтвердили оседлый характер некоторых поселений.
Это не первый случай, когда на N + 1 рассказывали об открытиях, связанных с гуннами. Так, археологи обнаружили свидетельства мирного соседства римлян и гуннов до похода Атиллы, а в Казахстане нашли каменное святилище, возможно, принадлежавшее гуннам.
Михаил Подрезов
На это указал анализ небольшого количества окаменевших отпечатков
Археологи и палеоантропологи из США и ЮАР исследовали три палеоповерхности с древними отпечатками ног, которые ранее нашли в Южной Африке. Ученые пришли к выводу, что некоторые следы еще в среднем каменном веке могли оставить люди, которые носили обувь. Если предположения авторов новой работы верны, то находки потенциально представляют одни из древнейших свидетельств того, что гоминины умели изготавливать обувь около 100 тысяч лет назад и даже раньше. Однако, как сообщается в статье, опубликованной в журнале Ichnos, полученные результаты пока не выглядят бесспорными. Среди недостатков новой работы авторы отметили небольшой размер палеоповерхностей со следами и отсутствие прямых датировок.