Оседлые гунны на рубеже нашей эры занялись выращиванием проса и ловом рыбы в Забайкалье

Археологи из Сибирского отделения РАН подтвердили, что гунны во II веке до нашей эры – I веке нашей эры могли жить на территории Забайкалья оседло. Основу их рациона питания составляла не только продукция животноводства, но и зерновые культуры, а также рыба. Это стало подтверждением результатов ранних археологических раскопок. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

Гунны (хунны, сюнну) – это народ, который известен по китайским источникам еще с III века до нашей эры. Грандиозную славу эти кочевники получили благодаря победоносному продвижению в Европу из Центральной Азии в IV веке нашей эры. Покорив многие европейские регионы и страны, например, государство Германариха, гунны оказали серьезное влияние на Великое переселение народов. Наибольшего могущества кочевая империя достигла при легендарном правителе Аттиле, наводя страх и ужас на римские провинции.

На территории современной Монголии и Забайкалья в конце I тысячелетия до нашей эры гунны пришли на смену скифским культурам. Первые памятники этой эпохи в Сибири, например, могильник Ильмовая падь, обнаружены еще в XIX веке. Хотя гунны всегда оставались истинными кочевниками, но на некоторых стоянках археологи обнаружили зерна проса, а также сельскохозяйственный инвентарь. Это позволило предположить, что гунны могли вести и оседлый образ жизни, занимаясь не только скотоводством, но и земледелием.

Николай Крадин (Nikolay Kradin) совместно с коллегами из Сибирского отделения Российской академии наук провел исследование останков с археологических памятников эпохи гуннов в Забайкалье, относящихся к концу II века до нашей эры – I веку нашей эры, чтобы реконструировать рацион питания местных жителей.

Исследователи отобрали 38 образцов костей, принадлежавших 9 людям, 28 травоядным животным и одной собаке. Эти находки сделаны в Республике Бурятии на могильниках Ильмовая падь (Кяхтинский район), Гуджир-Мыгэ и Енхор (оба – Джиджинский район), Баргай (Тарбагатайский район), Нур-Тухум (Селенгинский район) и в селении Мангиртуй (Бичурский район).

Изотопный анализ показал, что рацион питания травоядных животных состоял в основном из степных трав и схож с предыдущими исследованиями останков из Монголии, Северного Казахстана и Сибири. Однако археологи обнаружили, что у останков овец и коз из Ильмовой пади и Нур-Тухума присутствует максимальное обогащение тяжелым изотопом азота, что может быть объяснено пастбищной дигрессией. Такие условия характерны для территорий вблизи поселений с полуоседлым или оседлым хозяйственным укладом, когда круглогодичный выпас скота происходит на ограниченной территории.

Археологические данные и исторические свидетельства указывают, что скотоводство выступало основным видом хозяйственной деятельности гуннов. Это подразумевает, что их основным источником питания были мясо и молочные продукты. Изотопный анализ показал, что гунны Забайкалья имели смешанный рацион питания, состоящий главным образом из животной продукции и проса. Возможно, они также потребляли небольшое количество пшеницы и ячменя. Кроме того, находки орудий лова и костей пресноводных рыб, таких как таймень, ленок, хариус, омуль и осетр, указывают еще на одну часть рациона питания.

Археологи пришли к выводу, что последние исследования изменили представления о хозяйстве гуннов, которое хоть и основывалось на скотоводстве, но и включало сельское хозяйство и лов рыбы. Раскопки также подтвердили оседлый характер некоторых поселений.

Это не первый случай, когда на N + 1 рассказывали об открытиях, связанных с гуннами. Так, археологи обнаружили свидетельства мирного соседства римлян и гуннов до похода Атиллы, а в Казахстане нашли каменное святилище, возможно, принадлежавшее гуннам.

Южноафриканских людей среднего каменного века заподозрили в ношении обуви