Американские ученые выяснили, что возвращение волков в некоторые округа штата Висконсин сдерживает рост числа дорожных аварий, связанных с оленями. Для сравнения, в округах, где волков нет, количество подобных аварий почти на четверть выше. Хищники не только ограничивают численность этих травоядных, но и меняют их привычки, заставляя вести себя осторожнее и реже выходить на дороги. В целом по штату волки снижают ущерб от ДТП с участием оленей на одиннадцать миллионов долларов. Это в 63 раза больше ущерба, который они наносят местному скотоводству. По мнению авторов, их расчеты должны стать серьезным аргументов в пользу охраны крупных хищников. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Science.
Во многих странах и регионах люди давно истребили большинство крупных хищников. Однако в последние десятилетия тенденция развернулась в обратную сторону: теперь специалисты по охране природы пытаются вернуть хищных млекопитающих туда, где они когда-то обитали, но исчезли по вине человека. N + 1 регулярно рассказывает о подобных проектах, от успешной реинтродукции гималайских медведей (Ursus thibetanus) в Южную Корею и выпуска тасманийских дьяволов (Sarcophilus harrisii) в континентальной Австралии до планов возродить популяции рысей (Lynx lynx) в Шотландии и ягуаров (Panthera onca) на юго-западе США.
Ученые обосновывают усилия по реинтродукции тем, что они способствуют охране редких видов хищников. Кроме того, хищные млекопитающие регулируют численность травоядных и меняют их поведение, так что их возвращение положительно сказывается на всей экосистеме. Например, после того как в Йеллоустонский национальный парк реинтродуцировали волков (Canis lupus), местные олени стали менее многочисленными и более осторожными. Это позволило восстановиться ивовым зарослям, которые олени раньше нещадно объедали. В результате разнообразие и устойчивость всего сообщества увеличились.
Впрочем, такие темы, как спасение редких видов и восстановление экосистем, довольно далеки от обычных людей, мнение которых необходимо учитывать при подготовке почвы для реинтродукции хищных млекопитающих. Многие из них боятся крупных хищников и опасаются за благополучие своего скота, поэтому чтобы убедить их, необходимы более близкие им аргументы. Один из них заключается в том, что волки, медведи и крупные кошки могут привлечь туристов — а значит, обеспечат приток средств в местную экономику.
Команда специалистов во главе с Дженнифер Райнор (Jennifer L. Raynor) из Уэслианского университета обнаружила еще один пример того, как возвращение крупных хищников может принести людям конкретную пользу. Исследователи занимались изучением волков, обитающих в американском штате Висконсин. Когда-то эти псовые были здесь полностью истреблены, однако начиная с 1975 года их популяция в значительной степени восстановилась благодаря охране. В отличие от Йеллоустона или юго-западных штатов США, куда волков реинтродуцировали, в Висконсин они расселились самостоятельно из соседнего штата Миннесота.
Райнор и ее соавторы решили выяснить, как появление волков сказалось на численности и поведении висконсинских белохвостых оленей (Odocoileus virginianus). В отсутствие естественных врагов эти травоядные чрезмерно размножились: по некоторым оценкам, если до европейской колонизации их плотность на территории будущих США составляла от двух до четырех особей на квадратный километр, то спустя несколько столетий выросла до 15-50 особей на квадратный километр. Такое обилие оленей вредит растительности (например, мешает восстановлению лесов), а также людям: дело в том, что эти копытные часто становятся причиной дорожных аварий. ДТП, связанные с оленями, ежегодно уносят жизни примерно двухсот американцев и наносят экономический ущерб в размере десяти миллиардов долларов в год.
Исследователи предположили, что возвращение волков должно было сократить количество аварий, спровоцированных оленями — за счет снижения численности и повышения осторожности этих травоядных. Чтобы проверить данную идею, исследователи собрали сообщения обо всех ДТП с участием оленей, произошедших в 63 округах Висконсина с 1988 по 2010 годы. Затем их сопоставили с данными о численности оленей, волков и погодных условиях.
Согласно расчетам Райнор и ее коллег, в 29 округах, куда волки вернулись, численность оленей оставалась стабильной начиная с 1990 годов. Напротив, в 34 округах, где эти хищники отсутствовали, оленей становилось все больше. При этом в округах с волками количество ДТП с участием этих копытных с 1990 по 2010 годы оставалось примерно на одном и том же уровне, в то время как в округах без волков их количество значительно выросло. Для сравнения, число аварий, не связанных с оленями, сокращалось во всех исследованных округах независимо от присутствия волков.
Дополнительное моделирование показало, что волки начинают оказывать влияние на число связанных с оленями ДТП в конкретном округе сразу после того, как заселяют его. В среднем в округах, где есть волки, подобные аварии происходят на 23,7 процента реже, чем в округах, где они отсутствуют. В абсолютных цифрах это означает, что в каждом округе, населенном волками, случается на 38 ДТП меньше, чем в округах без волков. По оценке Райнор, эти хищники позволяют снизить экономический ущерб каждого округа от связанных с оленями аварий на 375 тысяч долларов в год. В пересчете на все 29 округов Висконсина, где живут волки, это составляет около одиннадцати миллионов долларов ежегодно. Ущерб, который эти хищники наносят сельскому хозяйству, примерно в 63 раза меньше.
Согласно оценке Райнор с соавторами, ограничение числа аварий, связанных с оленями, лишь отчасти объясняется тем, что волки прореживают их популяцию. Намного больший эффект оказывают сдвиги в поведении. Волки часто путешествуют по дорогам, так что в округах, где есть эти хищники, олени опасаются выходить на трассы — что снижает риск столкновений с транспортом. В целом влияние хищников на привычки оленей объясняет ограничение числа ДТП с их участием на 17,4 процента, а регулирование численности копытных — на оставшиеся 6,3 процента. Помимо прочего, это означает, что аналогичного эффекта нельзя добиться, просто отстреливая оленей, ведь охотники обычно активны всего несколько недель в году, а этого недостаточно, чтобы надолго изменить поведение копытных.
Возможно, от того, что волки вынуждают оленей держаться дальше от дорог, выигрывают и фермеры, ведь их поля, которые часто разоряются этими копытными, обычно располагаются неподалеку от автомобильных трасс. В таком случае положительный экономический эффект от присутствия волков еще выше.
Исследование Райнор и ее коллег особенно ценно, поскольку проведено не на ограниченной охраняемой территории, такой как Йеллоустон, а в местности, где ведется активная человеческая деятельность. Это значит, что полученные результаты легче переносить на другие регионы, где существует похожая проблема с травоядными, размножившимися в отсутствие хищников.
Некоторых животных приходится самих спасать от гибели на дорогах. К их числу относятся, например, колобусы Кирка (Piliocolobus kirkii), редкие обезьяны с острова Занзибар. Половина популяции данного вида живет в национальном парке Джозани-Чвака Бэй. Местные колобусы периодически гибнут на дороге, проходящей через южную оконечность парка, — однако, как показало исследование, установка четырех лежачих полицейских позволила сократить эти потери на восемьдесят процентов по сравнению с 1990 годами.
Сергей Коленов
Это показало агентное моделирование
Биологи из Великобритании, Германии и Индонезии обнаружили, что рацион молодых орангутанов расширяется до взрослого уровня благодаря социальному обучению. Агентная модель, куда исследователи загрузили данные наблюдений за двенадцать лет, показала, что без пристального наблюдения за тем, как едят сородичи, рацион орангутанов к девяти годам оказывается меньше на пять процентов. И очень вероятно, что в эти пять процентов входит наиболее питательная пища, которую трудно добывать. Работа опубликована в Nature Human Behaviour.